Последние новости
03 дек 2016, 15:27
Украинские силовики стягивают минометы, танки и реактивные системы залпового огня (РСЗО)...
Поиск



» » » » Сочинение: Человек и биосфера (по произведению В. П. Астафьева «Царь-рыба»)


Сочинение: Человек и биосфера (по произведению В. П. Астафьева «Царь-рыба»)

Сочинение: Человек и биосфера (по произведению В. П. Астафьева «Царь-рыба»)П. Астафьев — выходец из народа. За свою жизнь он прошел немало «народных университетов», сменил множество профессий и исколесил всю Россию. Этот человек действитель­но много испытал и выстрадал, прежде чем взяться за перо. Его произведения — это его жизнь, рассказы о пережитом и уви­денном, размышления и личные впечатления. Его произведе­ния обращают на себя внимание реалистически точными и мно­гокрасочными картинами народной жизни, богатством живого разговорного языка, силой характеров — нескладных, норовис­тых, порою жестких — таких, какими выказывают себя люди на крутых поворотах судьбы.

Читая Астафьева, переживая вместе с ним и горечь челове­ческого падения, и высокие взлеты души, восхищаясь каждо­дневным, незаметным на первый взгляд подвигом простого че­ловека, я вспоминаю слова Горького о том, что в каждом чело­веке есть сила, способная перебороть себя. Именно на эту мысль наводит Астафьева «Царь-рыба». Это произведение о природе, о проблемах экологии, но самое главное, на мой взгляд, оно о взаимоотношении человека и природы, об ответст­венности человека перед природой. Сам автор подчеркивает: «Сегодня природа в опасности».
[sms]
Книгу «Царь-рыба» составляют небольшие рассказы, цент­ральной фигурой которых является человек — хозяин приро­ды. Но не в каждом рассказе человек показан как созидатель, творец. Писатель как бы подводит нас к тому, что не каждый человек достоин распоряжаться природой. В произведении представлены два типа людей. С одной стороны, браконьеры — Командор и Зиновий Игнатьевич Утробин, им противопостав­лены Аким и рассказчик. Герои Астафьева имеют реальных прототипов. Сам автор вспоминал: «"Царь-рыба" обязана своим появлением на свет моим братьям, выросшим на Севере, их рассказам. Один из них отчасти представлен в образе Акима. Слышал я нарекания, что, мол, неактивный мой Аким. Аким — хороший человек, и я старался показать такого, какого люблю: доброго, чистого, открытого. Дай-то бог, чтобы на свете таких людей было как можно больше, тогда и зла будет намного меньше».

Главный эпизод всего повествования связан с описанием царь-рыбы — осетра. Два брата — черкесообразный, резкий, грубый Командор и благообразный, полный показного чувства собственного достоинства, внимательный Зиновий Игнатьевич Утробин — опытные браконьеры. Они не совсем ладят между собой, поэтому каждый промышляет в одиночку. Однажды но­чью Игнатьичу страшно повезло: на его самоловы попался ог­ромный осетр — «черный, ласково отблескивающий сутунок со вкось, не заподлицо, обрубленными сучьями». Астафьев очень точно, со знанием и в то же время с любовью описывает рыбу: «Над водой сверкнула острыми кнопками круглая спина осетра, изогнутый хвост его работал устало, настороженно, казалось, точат кривую татарскую саблю о каменную черноту ночи. Из воды, из-под костяного панциря, защищающего широкий, покатый лоб рыбины, в человека всверливались маленькие глаз­ки с желтым ободком вокруг темных, с картечины величиною, зрачков. Они, эти глазки, без век, без ресниц, голые, глядящие со змеиной холодностью, чего-то таили в себе». Попробовал Иг-натьич поднять его в лодку, но не смог. Вспомнил наказ дедуш­ки: «Лучше отпустить ее, незаметно так, нечаянно будто отпус­тить, перекреститься и жить дальше, снова думать о ней, искать ее, особенно если чувствуешь за собой тяжкий грех, срам какой, варначество — не вяжись с царь-рыбой...» Астафьев утвержда­ет, что природа не терпит плохих людей. Справиться с рыбой не может грязный душой человек, и ведь именно такие люди при­чиняют природе наибольший вред.

Игнатьич решил не отпускать рыбину и в результате ока­зался в воде — он и рыба, бок о бок. Браконьер с трудом дер­жится в холодной воде. Именно в этот момент он вспоминает всю свою жизнь и думает, что царь-рыба — это наказание за Глашу Куплину. Когда-то очень давно он ее смертельно обидел: приревновал к лейтенанту, потом надругался над ни в чем не повинной девушкой. Годы спустя он приходил просить проще­ния. Но Глаша так и не простила. Сейчас, оказавшись в воде, Игнатьич кричит на всю реку: «Гла-а-аша-а, про-сти-и-и». И дает себе слово, если останется жив, снова пойти просить у нее прощения, а потом бросить браконьерство и уехать дале­ко-далеко.

Игнатьича вытащил из воды Командор. Потеряв ногу, ловец осетра продал дом и уехал. Но перед отъездом он все же выполнил свое обещание — сходил к Куплиной просить про­щения.

Этим эпизодом автор переходит от темы Природы к темб Женщины-матери, требуя к ней бережного целомудренного от­ношения, ведь Природа и Женщина-мать неразрывны, они вы­ступают в единстве не только между собой, но и со всем Миром, Вселенной. И здесь сосредоточен философский смысл произве­дения «Царь-рыба».

Сергей Залыгин говорил по поводу «Царь-рыбы» Астафьева: «В ней нет какого-то стройного сюжета, в то же время это и со­временный человек, и природа, и общечеловеческая мысль на­шего времени. Это одно из тех произведений, о которых А. Лап-ченко говорит: "В симфонической картине единоборства чело­века с природой ни на чьей стороне не может быть победы, человек и природа повязаны единым концом... Будущее челове­ка и природы, связанных единой судьбой, сама жизнь на земле зависят от самого человека, от его исторической памяти, заклю­чающей в себе нравственный опыт народа"». * На мой взгляд, Астафьев стремится пробудить чувство от­ветственности у людей, призывает беречь и сохранять приро­ду от губительного воздействия цивилизации. Это произведе­ние о природе и в то же время о всех нас, людях, живущих на земле. Ведь природа, биосфера, родила все живое и самого че­ловека, поэтому он обязан любить и беречь ее, как собствен­ную мать. Природа заботится о нас, дает нам все необходимое для жизни, охраняет нас от болезней. Но она способна жестоко наказать нас за пренебрежение к ней. Не только история, об­щество соединяют людей, но соединяет их и природа. Поэтому в произведении «Царь-рыба» раздвигаются масштабы малень­кого мира, где разворачивается действие рассказов. Тайга, на­селяющие ее людей, звери — часть Земли, всей Вселенной, законы которой едины для всех.[/sms]
27 ноя 2007, 13:26
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.