Последние новости
11 дек 2016, 01:40
Дом на Намыве в Белой Калитве по ул. Светлая, 6 давно признан аварийным. Стена первого...
Поиск

» » » » Сочинение: Основные мотивы лирики А. А. Фета


Сочинение: Основные мотивы лирики А. А. Фета

Сочинение: Основные мотивы лирики А. А. ФетаЛирика Фета по тематике не очень разнообразна. Это в ос­новном темы любви, природы, личностные переживания — те­мы, которые присущи практически всем поэтам. Но у каждого есть то, что отличает его поэзию от поэзии других. У Тютчева, например, преобладающим является философский мотив. У Фета основным мотивом, который встречается практически во всех его стихотворениях, является мотив огня. Ему в лири­ке противопоставлен мотив воды, моря. Можно встретить мо­тивы полета, гадания, двоемирия.

Мотив огня, как я уже упоминала, основной. Огонь был сти­хией Фета, так же как у Тютчева стихией была вода. Наверное, правы были мудрецы, когда говорили, что каждому человеку соответствует своя стихия.

Огонь в поэзии Фета имеет свои образы. Это — заря, закат, костер, лампа, звезды. Как видим, это не только то, что в пря­мом смысле относится к огню, но и то, что отдаленно напомина­ет его. Огонь в жизни Фета связан еще и с личностными пере­живаниями. Его любимая девушка — Мария Лазич — погибла от огня, уронив горящую спичку на платье. В стихотворении «Весеннее небо глядится...» огонь представлен в виде своего ма­ленького собрата — огонька. Этот огонек вызывает у нас чувст­во жалости, но мы знаем, что он может быть частичкой чего-то большого и страшного:

Вдали огонек одинокий
Трепещет под сумраком липок;
Исполнена тайны жестокой
Душа замирающих скрипок.
[sms]
В этом стихотворени и вводится образ скрипки, которая вызывает в нашем сознании протяжные, печальные мелодии, и это еще больше убеждает нас в чем-то грустном и пла­чущем.

Огонь в лирике Фета часто связывается с одиночеством:

Как на черте полночной дали
Тот огонек,
Под дымкой тайною печали
Я одинок...

Эти строки напоминают нам предыдущее стихотворение, в нем чувствуется та же печаль и грусть. Недаром здесь одино­чество существует «под дымкой тайною печали». Когда мы го­ворим о мотиве огня, мы имеем в виду огонь не только, допус­тим, костра, но и свечи:

...Зеркало в зеркало, с трепетным лепетом,
Я при свечах навела,
В два ряда свет — и таинственным трепетом
Чудно горят зеркала.


В этих строчках огонь, свеча сопровождают ритуал гадания. Поэтому огонь здесь воспринимается как нечто таинственное. Можно предположить, что это сближаются два мира — мир земной и мир небесный. Еще одно стихотворение, где гадание связано с чем-то личным:

...Помню я, старушка няня
Мне в рождественской ночи
Про судьбу мою гадала
При мерцании свечи.
Слова: «свеча», «ночь», «судьба»... В этот ряд хочется доба­вить слово «тайна». Наверное, и само гадание есть тайна, кото­рую постигнуть могут немногие. Тайну судьбы поэта раскрыва­ет перед нами старушка няня. Но поэт прерывает свое стихо­творение, так и не сказав нам, что нагадала няня. В это, мне кажется, вложен философский смысл: зачем знать свою судьбу раньше времени.

Какая ночь! Алмазная роса
Живым огнем с огнями неба в споре,
Как океан, разверзлись небеса,
И спит земля — и теплится, как море.


Здесь рядом с огнем присутствует вода. Эти две стихии — основные в природе. В стихотворении они противопоставляют­ся друг другу, благодаря чему от этих строк веет спокойствием и умиротворенностью. Это спокойствие усиливает словосочета­ние «и теплится, как море». Здесь море — не грозная стихия, но что-то безобидное и очень красивое.
В творчестве Фета часто встречается мотив полета. До него его использовал Островский в пьесах «Бесприданница» и «Гро­за», главные героини которых тоже хотели летать. Но у Фета полет не отвлеченный. Это, например, полет птицы:

Зато, когда пора приспела,
С гнезда ты крылья распустил
И, взмахам их доверясь смело,
Ширяясь, по небу поплыл.

Мотив полета у Фета в разных стихотворениях имеет раз­ное значение. В одних случаях он обозначает приход новой жизни, возвращение, любовь. В таких стихотворениях исполь­зуются образы бабочки, сокола. В других стихотворениях по­лет — это переход в другой мир, в вечность. Такой полет сим­волизируют грачи, осенние листья, слетающие с деревьев. Сю­да можно отнести стихотворения «Опять осенний блеск денницы...», «Бабочка». Эти стихотворения яркие, от них веет солнцем,теплом.

В стихотворении «На кресле отвалясь, гляжу на потолок...» показан полет грачей по кругу. Круг — это символ вечности. Здесь подразумевается смерть, но смерть не как конец, пустота, а как вечность. Символом смерти у Фета является и пчела, с которой поэт тоже связывает мотив полета.

Любовная тема в лирике Фета имеет глубоко личностный характер. Любовь связана с девушкой поэта, Марией Лазич, которая оставалась для Фета единственной любимой. К это­му циклу можно отнести стихотворения «Ты отстрадала, я еще страдаю...», «Дома снились мне вопли рыданий твоих...» и другие.

Ты душою младенческой все поняла, Что мне высказать тайная сила дала, И хоть жизнь без тебя суждено мне влачить, Но мы вместе с тобой, нас нельзя разлучить. Эти строки — из стихотворения «Alter ego», что в переводе с латинского означает «второе я». Любимая поэта навсегда ос­танется вместе с ним.

К любовной лирике можно отнести стихотворение «Вакхан­ка». Фета всегда тянуло к прекрасному, гармоничному, чего не хватало в реальной жизни. Поэтому в своем творчестве в поис­ках гармонии и красоты он обращается к античным временам. В стихотворении «Вакханка» описывается страстная и красивая девушка:

Закинув голову, с улыбкой опьяненья,
Прохладного она искала дуновенья,
Как будто волосы уж начинали жечь
Горячим золотом ей розы пышных плеч.

Поэзия Фета неповторима и многогранна. Ее можно читать и перечитывать, и каждый раз в ней обязательно найдешь что-то новое и важное, которое раньше не смог заметить. Поэтому она вечно молодая и прекрасная. [/sms]
21 ноя 2007, 16:59
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.