Последние новости
04 дек 2016, 21:59
Все ближе и ближе веселый праздник – Новый год. Понемногу начинают продавать...
Поиск

» » » Религия: Христианство


Религия: Христианство

Религия: ХристианствоКаждый современный человек знает, что в христианской религии не существует равноправия полов. Священником может быть только мужчина (это не относится лишь к некоторым направлениям протестантизма), женщина не имеет права проповедовать, обязана в храме покрывать голову, наконец, согласно христианской традиции, именно муж является главой семьи. Попробуем разобраться в данной проблеме, исходя из основного христианского первоисточника — текста Библии, и попытаемся понять, чем же определяется сущность женщины с христианской точки зрения.

В христианской традиции рассказ о сотворении мира и человека, сотворении Евы из ребра Адама, а также о первых самостоятельных шагах мужчины и женщины в мире содержится в самом начале книги Бытия. Рассказ этот дает ответы на главные вопросы человеческого существования: о причинах страдания и смерти, о цели человеческого пути, а также о различии мужчины и женщины и их месте в мире (семье, обществе, истории). В частности — это вопросы о причинах под чиненного положения женщины и мучительной болезненно сти родов, которая не встречается больше ни у одного вид живых существ. Для христианина библейский рассказ имее огромное значение, ведь для религиозного мышления любо событие в настоящем является лишь отголоском, воспроиэ ведением того, что произошло «во время оно». Так, любо брак совершается по образу первого, любой грех повторяв грехопадение Адама и Евы. Библия содержит не протокольно запись первых событий человеческой истории, она раскрывав их смысл, который остается неизменным и для событий наспи щего. Поэтому, с точки зрения христианина, без знания Иcтории современному человеку не понять себя и не найти св( место в мире.

Библейская история близка даже неверующему человек Ведь, например, обыкновенная семидневная неделя являет не чем иным, как непрерывным повторением в самом обра человеческой жизни рассказа, как Бог сотворил мир за шее дней, а на седьмой день — «почил от всех дел Своих» (Быт 2:3)

Итак, согласно библейскому рассказу, Бог сотворил мир шесть дней (в шесть этапов, шесть по-своему завершенне циклов: о привычных земных днях говорить не приходит так как сама Земля была сотворена лишь на третий день). С метим, что человек появляется на свет только в самом кон творения (на шестой день), когда для этого в мире все бы уже приготовлено. Бог создал человека «по образу Своему» (Б 1:27), поэтому человек - венец творения, и выше него в мире  чего нет, весь мир был сотворен лишь ради человека и без неге имеет цены. Исключительное положение человека закреп, ется и первой заповедью, которую Бог дал людям: «Плодит и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и ела* чествуйте над рыбами морскими и над зверями, и над птицами небесными, и над всяким скотом, и над всею землею» (Быт 1:1)


Пол с рождения разъединяет людей, но лишь для того, чтобы потом на протяжении всей жизни соединять их, притяги друг к другу. Два пола являются двумя полюсами, и в этом лог того, что человек никогда не успокоится; ведь в мире каждого всегда найдется его противоположный полюс что приводит в движение и к чему нельзя относиться paдушно.

Вернемся к Книге Бытия. В ее первой главе говорится, что человек был сотворен мужчиной и женщиной (Быт 1:27). Вторая глава как бы повторяет рассказ первой, но в ней космический масштаб повествования сменяется человеческим, в ней описывается, как творение мира увидел бы сам человек. Вторая глава раскрывает и делает понятной первую, объясняется в ней и рассказ о сотворении мужчины и женщины. Адам был создан из праха земного, когда еще не было райского сада и дождь не проливался на землю. Лишь потом Бог насадил «рай в Едеме... и поместил там человека...» (Быт 2:8), «чтобы возделывать его ихранить его» (Быт 2:15). Именно мужчине, когда еще женщины не было, дается заповедь: «От всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт 2:16—17). С появлением Адама вроде бы творение завершается, по крайней мере сам он склоняется к этому: он не чувствует, что ему плохо, что ему чего-то не достает, человек пока еше не может включиться в процесс со-творчества — он слишком пассивен. И тогда Бог говорит; «Нехорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт 2:18). Кто этот помощник? Ведь он не тот, кто просто можетпомочь в уже намеченных и без него продуманных делах. Вся проблема была в том, что человек не видел этих несделанных дел, он был всем доволен. Поэтому-то ему и нужен был помощник, с которым он сам стал бы другим — активным и деятельным, с которым в человеческий мир вошло бы начало движения и творчества.

В том, что Бог сотворил женщину из ребра Адама, представительницы прекрасного пола часто усматривают что-то обидное или даже оскорбительное для себя. В самом деле, приятно разве сознавать, что ты была создана из кости, да еще единственной кости в человеческом организме, которая лишена костного мозга? Однако разберемся по порядку, правильно ли понимает современный человек смысл библейского рассказа.

Прежде чем дать Адаму помощника, Бог решает его самого подготовить к новому способу бытия. Для этого Бог приводит к нему всех зверей и птиц, чтобы посмотреть, как человек назовет их. В древности дать имя означало, во-первых, определить сущность, природу того, кому дается имя, а во-вторых, проявить верховенство. Адам дал имена всем животным,но помощника, подобного себе, не нашел. Это значит, что человек не узнал себя ни в одном из животных, он понял, кем не является, и это было началом самопознания, без которого невозможно определить свое предназначение в Божием мире. Только после необходимой подготовки, после опыта общения (пусть и с животным миром) и опыта познания Адамом самого себя Бог создает ему помощника. Об этом повествует знаменитый рассказ о сотворении Евы из ребра Адама, рассказ, который допускает самые различные толкования.

Например, некоторые феминистки утверждают, что мужчина — не более чем полуфабрикат, который был использован Богом для создания совершенного существа — женщины. Существует и противоположная точка зрения, что женщина — человек второго сорта, просто помощница в делах мужчины, чем и исчерпывается ее природа. Заметим, что, в отличие от мужчины, женщина создана в цветущем Саду, собой она завершает творение и поистине является райским созданием. Это, на первый взгляд, подтверждает позицию феминисток. Но в то же время женщина создана именно как помощник мужчине, что, казалось бы, говорит в пользу противников феминисток. Как к этому спору отнестись с христианской точки зрения?

Сразу следует сказать, что христианская традиция не приемлет оба этих радикальных мнения. Женщина — помощник мужчины, однако помощник «не подчиненный, не подходящий, но соответствующий, включенный в насущный диалог». Можно сказать, что первоначально Бог создал две стороны единой человеческой природы — «женство» и «мужество», которые были равны по своей природе, но не тождественны. В еврейском языке слово «ребро» (цела) означает также и «грань», «сторона». Д. В. Щедровицкий в своем «Введении в Ветхий Завет» приводит примеры употребления в Библий слова «цела»: «окраина горы»; «сторона скинии, алтаря, ковчега Завета», «подпора стен храма». Таким образом, женщина — это грань человеческого бытия (эмоционально-чувственная, иррациональная), которая была отнята у Адама, чтобы пробудить в нем способность к желаниям, пробудить желания творчества, деятельности, единения и любви. Ведь чтобы возникла искра нужен зазор между полюсами.
21 апр 2010, 13:57
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.