Последние новости
05 дек 2016, 21:32
Приближается конец 2016 года, время подводить его итоги. Основным показателям финансового...
Поиск

» » » » Сочинение: Образ «жестокого мира» в драматургии А.Н. Островского (по пьесе «Гроза» или «Бесприданница»)


Сочинение: Образ «жестокого мира» в драматургии А.Н. Островского (по пьесе «Гроза» или «Бесприданница»)

Сочинение: Образ «жестокого мира» в драматургии А.Н. Островского (по пьесе «Гроза» или «Бесприданница»)Островскому в «Грозе» важно было не только многосто­ронне раскрыть образ главной героини, но и дать широкую панораму провинциального русского города. Поэтому и ос­новной конфликт у него завязывается не сразу.

Еще до появления на сцене Катерины начинает постепен­но определяться противостояние друг другу персонажей и тех сил, которые они олицетворяют. Более того, Катерину зритель впервые видит только в пятом явлении. Первая встреча с Борисом происходит только в третьем акте.

И.А. Гончаров сказал как-то об Островском, что «в сущ­ности он писатель эпический». Здесь очень точно подмечено новаторство драматурга, тот вклад, который он внес в рус­скую драму. Островский хочет захватить как можно боль­ший пласт провинциальной жизни, и эта эпичность расширяет возможности русской драмы. «Гроза» и стала одной из лучших семейно-бытовых драм писателя.

Стилевая особенность Островского-драматурга — обшир­ная развернутая экспозиция. В «Грозе» она не только зани­мает весь первый акт, но и захватывает часть второго. Имен­но в экспозиции и возникает та удушающая атмосфера, в которой приходится жить калиновцам, обрисовывается тем­ное царство. Некоторые герои — например, Кулигин, — даже не участвуют в развитии основного конфликта, но сво­им присутствием, а еще больше — своими монологами — раздвигают жизненные рамки пьесы.

Кабанов Тихон Иванович — один из символов жестокого мира, сын Кабанихи, муж Катерины. В перечне действую­щих лиц следует непосредственно за Кабановой, и о нем ска­зано — «ее сын». Таково действительное положение Тихона в городе Калинове и в семье. Принадлежа, как и ряд других персонажей пьесы (Варвара, Кудряш, Шапкин), к младшему поколению калиновцев, Тихон по-своему знаменует конец патриархального уклада.
[sms]
Молодежь Калинова уже не хочет в быту придерживаться старинных порядков. Однако Тихону, Варваре, Кудряшу чужд максимализм Катерины, и в отли­чие от центральных героинь пьесы, Катерины и Кабанихи, все эти персонажи стоят на позиции житейских компромис­сов. Конечно, им тяжел гнет старших, но они научились об­ходить его каждый сообразно своему характеру. Формально признавая над собой власть старших и власть обычаев, они поминутно идут против них. Но именно на фоне их бессозна­тельной и компромиссной позиции значительной и нравст­венно высокой выглядит Катерина.

Тихон ни в коей мере не соответствует роли мужа в патри­архальной семье: быть властелином, но также опорой и за­щитой жены. Незлобивый и слабый человек, он мечется ме­жду суровыми требованиями матери и состраданием к жене. Он любит Катерину, но не так, как по нормам патриархаль­ной морали должен любить муж, и чувство к нему Катерины не такое, какое она должна питать к нему, по ее собственным представлениям:

«Нет, как не любить! Мне жаль его очень!» — говорит она Варваре. «Коли жалко, так не любовь. Да и не за что, надо правду сказать», — отвечает Варвара. Для Тихона вырваться из-под опеки матери на волю — значит удариться в загул, за­пить. «Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!» — отвечает он на бесконечные упре­ки и наставления Кабанихи. Униженный попреками матери, он готов сорвать свою досаду на Катерине, и только заступни­чество сестры Варвары, отпускающей его тайком от матери выпить в гостях, прекращает сцену.

Вместе с тем Тихон любит Катерину, пытается научить ее жить по-своему («Что ее слушать-то! Ей ведь что-нибудь надо ж говорить! Ну, и пущай она говорит, а ты мимо ушей пропу-щай!» — утешает он жену, расстроенную нападками свекро­ви). И все же пожертвовать двумя неделями «без грозы» над собой, взять в поездку Катерину он не хочет. Он вообще не слишком ясно понимает, что с ней происходит. Когда мать заставляет его произносить ритуальный наказ жене, как жить без него, как вести себя в отсутствие мужа, ни Кабани­ха, ни он, произнося: «Не заглядывайся на парней», — не по­дозревают, насколько все это близко к ситуации в их семье.
 
И все же отношение Тихона к жене человечно, оно имеет лич­ный оттенок. Ведь это он возражает матери: «Да зачем же ей бояться? С меня и того довольно, что она меня любит», Нако­нец, когда Катерина просит взять с нее на прощание страш­ные клятвы, Тихон испуганно отвечает: «Что ты! Что ты! Ка­кой грех-то! Я и слушать не хочу!» Но, как это ни парадоксально, именно мягкость Тихона в глазах Катерины не столько достоинство, сколько недостаток. Он не может по­мочь ей ни тогда, когда она борется с грешной страстью, ни после ее публичного покаяния. И реакция его на измену со­всем не такая, какую диктует патриархальная мораль в по­добной ситуации:

«Вот маменька говорит, что ее надо живую в землю зако­пать, чтобы она казнилась! А я ее люблю, мне ее пальцем жаль тронуть». Он не может выполнить совет Кулигина, не может защитить Катерину от гнева матери, от насмешек до- мочадцев. Он «то ласков, то сердится, да пьет все». И только над телом мертвой жены Тихон решается на бунт против матери, публично обвиняя ее в гибели Катерины и именно этой публичностью нанося Кабанихе самый страшный удар. Феклуша — странница. Странники, юродивые, блажен­ные — непременная примета купеческих домов — упомина­ются Островским довольно часто, но всегда как внесцениче-ские персонажи. Наряду со странствовавшими по религиоз­ным побуждениям (шли по обету поклониться святыням, собирали деньги на строительство и содержание храмов и т. п.) немало попадалось и просто праздных людей, живших за счет щедрот всегда помогавшего странникам населения.
 
Это были люди, для которых вера была лишь предлогом, а рассуждения и рассказы о святынях и чудесах были предме­том торговли, своеобразным товаром, которым они распла­чивались за подаяние и приют. Островский, не любивший суеверий и ханжеских проявлений религиозности, всегда упоминает о странниках и блаженных в иронических тонах, обычно для.характеристики среды или кого-либо из персона­жей (см. особенно «На всякого мудреца довольно простоты», сцены в доме Турусиной).

На сцену такую типичную странницу Островский вывел один раз — в «Грозе», и небольшая по объему текста роль Феклуши стала одной из самых знаменитых в русском коме­дийном репертуаре, а некоторые реплики Феклуши вошли в обиходную речь.

Феклуша не участвует в действии, не связана непосредст­венно с фабулой, но значение этого образа в пьесе весьма су­щественно.

Во-первых (и это традиционно для Островского), она — важнейший персонаж для характеристики среды в целом и Кабанихи в частности, вообще для создания образа Калинова. Во-вторых, ее диалог с Кабанихой очень важен для пони­мания отношения Кабанихи к миру, для уяснения присуще­го ей трагического чувства крушения ее мира.

Впервые появляясь на сцене сразу после рассказа Кули-гина о «жестоких нравах» города Калинова и непосредствен- но перед выходом Кабанихи, нещадно пилящей сопровож­дающих ее детей, со словами «Бла-а-лепие, милая, бла-а-лепие!», Феклуша особо хвалит за щедрость дом Кабановых. Таким образом получает подкрепление характеристика, дан­ная Кабанихе Кулигиным («Ханжа, сударь, нищих оделяет, а домашних заела совсем»).

Следующий раз мы видим Феклушу уже в доме Кабано­вых. В разговоре с девушкой Глашей она советует присмат­ривать за убогой, «не стянула бы чего», и слышит в ответ раз­драженную реплику: «Кто вас разберет, все вы друг на друга клеплете». Глаша, неоднократно высказывающая ясное по­нимание хорошо ей известных людей и обстоятельств, про­стодушно верит рассказам Феклуши о странах, где живут люди с песьими головами «за неверность». Это подкрепляет впечатление, что Калинов являет собой замкнутый, ничего не ведающий о других землях мир. Впечатление это еще бо­лее усиливается, когда Феклуша начинает рассказывать Ка­бановой о Москве и железной дороге.

Разговор начинается с утверждения Феклуши, что наста­ют «последние времена». Примета этого — повсеместная суе­та, спешка, погоня за скоростью. Паровоз Феклуша называет «огненным змием», которого стали запрягать для скорости: «другие от суеты не видят ничего, так он им машиной пока­зывается, они машиной и называют, а я видела, как он лапа­ми-то вот так (растопыривает пальцы) делает. Ну, и стон, которые люди хорошей жизни, так слышат». Наконец, она сообщает, что и «время-то стало в умаление приходить» и за наши грехи «все короче и короче делается». Апокалиптиче­ские рассуждения странницы сочувственно слушает Кабано­ва, из завершающей сцену реплики которой становится ясно, что она осознает надвигающуюся гибель своего мира.

Имя Феклуши стало нарицательным для обозначения темной ханжи, под видом благочестивых рассуждений рас­пространяющей всякие нелепые басни.

В этих ярких образах, хотя и в меньшей степени, чем в об­разах Кабанихи и Дикого, раскрывается вся неприглядность и жестокость провинциального калиновского уклада.[/sms]
28 ноя 2007, 11:16
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.