Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » Сочинения » Русская литература 19 века » Сочинение: Образ Катерины (по пьесе А. Н. Островского «Гроза»)

Сочинение: Образ Катерины (по пьесе А. Н. Островского «Гроза»)

Сочинение: Образ Катерины (по пьесе А. Н. Островского «Гроза»)Существует версия, что Островский писал «Грозу», будучи влюбленным в замужнюю актрису Малого театра Любу Косиц-кую. Именно для нее он писал свою Катерину, именно она ее и сыграла. Однако актриса не ответила на пламенную любовь писателя: она любила другого, который позже довел ее до ни­щеты и ранней смерти. Но тогда, в 1859 году, Любовь Павловна играла словно свою судьбу, жила понятными ей чувствами, со­здав образ юной трогательной Катерины, покоривший даже са­мого императора.

Катерина росла в зажиточном купеческом доме легко, безза­ботно, радостно. Рассказывая Варваре о своей жизни до заму­жества, она говорит: «Я жила, ни об чем не тужила, точно птич­ка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и де­лаю». Воспитываясь в хорошей семье, она приобрела и сохра­нила все прекрасные черты русского характера. Это чистая, от­крытая душа, не умеющая врать. «Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу», — говорит она Варваре.
[sms]
А жить в семье мужа, не умея притворяться, невозможно. Основной конфликт у Катерины — со свекровью Кабанихой, которая всех в доме держит в страхе. Философия Кабани­хи — пугать и унижать. Дочь ее Варвара и сын Тихон приспо­собились к такой жизни, создавая видимость послушания, но отводили душу на стороне — лишь бы «шито да крыто бы­ло» (Варвара — гуляя по ночам, а Тихон — напиваясь и ведя разгульный образ жизни, вырвавшись из дома).

Катерина же, тихая, не вмешивающаяся в домашние дела, пугает Кабаниху. Чем же? — Своей чистотой, горячей, искрен­ней душой, не терпящей фальши. Так, Катерина не притворя­ется, что чтит обычаи, которые не принимает душой: не стала выть после отъезда мужа, как хотела свекровь.

Да и о своей любви к Борису призналась сразу — сначала Варваре, а после приезда мужа — и ему, и свекрови. Глубина, сила и страстность ее натуры проявляются в ее словах, что ес­ли жизнь здесь ей опостылеет, то не удержать ее ничем — или в окно кинется, или в Волге утопится. И мечты у нее «стран­ные», непонятные для местных обывателей: «Отчего люди не летают так, как птицы?», и сны сказочные: «Снятся мне или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голоса...».

А какую смелость, силу воли надо было иметь замужней женщине, чтобы признаться в любви Борису, вложив в него все свое желание свободы, счастья. Именно эти качества Катерины и вступают в конфликт с миром Марфы Кабановой, для которой слепое поклонение традициям старины — не душевная потреб­ность, а единственный шанс сохранить свою власть. Даже к ре- лигии у них разное отношение: у Катерины это естественное чувство («до смерти любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду»), а у Кабанихи — ханжество, формальность (быст­ро переходит от мыслей о Боге к житейским делам).

Катерина — лучшая, но все-таки часть патриархального строя: ей присущ религиозный страх (боится грозы как кары за грех). Именно гроза и страх кары Господней, да еще чувст­во вины перед мужем побудили ее публично признаться в сво­ем грехе.

Она бежит из ненавистного дома, где муж жалеет ее, но бьет (потому что так надо); ищет Бориса, надеясь на помощь, но на­ходит только сочувствие и бессилие любимого человека. Борис слаб, безволен. «Эх, кабы сила!» — только и мог сказать он. Ка­терина остается одна и бросается с обрыва, не желая жить в этом страшном мире. Я считаю, что этот поступок не от сла­бости, а от силы ее характера.

Протест Катерины сильнее протеста Кулигина, который за­висит от «сильных мира сего», а поэтому дальше словесных рассуждений не идет.

Образ Катерины зовет к свободе, духовному раскрепоще­нию. По словам Добролюбова, «она рвется к новой жизни, хотя бы ей пришлось умереть в этом порыве...». Ее порыв, гибель не зря: ушла Варвара из дома, взбунтовался Тихон, рушится мир Кабанихи (с потерей авторитета, ей остается только уйти в мо­настырь). Недаром пьесу запрещали к постановке, углядев в ней «завуалированный призыв к возмущению». Обыватели не пускали на пьесу своих дочерей.

Для нас же Катерина — это воплощение прекрасной рус­ской, чистой, светлой души. Это то, что побуждает нас бороться с «темными» силами самодурства, невежества, хамства, приспо­собленчества, которые есть и по сей день.[/sms]
22 ноя 2007, 10:53
Читайте также

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.