Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » История » Народы Ямала » Виды брака у ненцев, хантов, селькупов

Виды брака у ненцев, хантов, селькупов

Виды брака у ненцев, хантов, селькупов Наряду с традиционным (калымным) браком у ненцев, хантов, селькупов существовали и иные формы заключения брака: «убегом» (похищение невесты), брак обмена (или перекрестный брак), брак с отработкой.
 
«В последнее время, — писал в 1900 годуА.Г. Воронов о селькупах, — у самоедов женихи часто вовсе не засватывают невест, а уговаривают их бежать от родителей и увозят к себе... Похищение невесты происходит с ее согласия».
 
Через некоторое время жених и невеста (теперь уже молодые муж и жена) приезжают к родителям новобрачной просить прощения. Срок между похищением и попыткой примирения не был регламентирован. Часто молодые приезжали с повинной уже через неделю, иногда же примирение оттягивалось на целый год, в ряде случаев — до рождения ребенка. Выходя замуж «убегом», девушка лишала родителей возможности получения калыма. Поэтому и она, в свою очередь, не имела приданого, во всяком случае, до «прощения» молодых родителями. Н.Н. Ядне, рассказывая о похищении отцом ее мамы, пишет: «Три года родные не давали приданого — не могли простить ее дерзкого побега, да еще с бедным женихом. Когда родился первенец, родные все же пригнали целое стадо оленей, много нарт с вещами, мехами. А через два года младшую сестру моего отца увезли — по всем правилам свадебного обряда — в жены моего дяди, в стойбище, откуда когда-то была украдена моя мама».
 
У хантов обычай похищения невесты (а затем и примирения с ее родителями) был очень похож на ненецкий и селькупский. Для того чтобы обойтись без уплаты калыма и в то же время узаконить этот неплатеж, иногда заключали брак «обменом».
 
У селькупов эта форма не нашла широкого распространения, хотя встречаются свидетельства о том, что отцы, имевшие дочерей, могли обменяться ими и женить на них своих сыновей или жениться сами (без уплаты калыма). У лесных ненцев бытовал обменный брак. Как рассказывал И.Айваседа, «мы взяли из какой-то семьи девушку — и из нашей семьи должны взять. Дважды породниться». «Дважды породниться» отцы могли не только женив сыновей, но и женившись сами на дочерях друг друга. В последнем случае девушек брали, как правило, во вторые жены.
 
Вопрос о калыме в такой ситуации, естественно, не возникал. «Брак «убегом» и брак «обменом», несмотря на различия в их природе, существовали как бы в противовес браку с уплатой калыма. При этом брак «убегом» противостоял браку с уплатой калыма не только в экономическом отношении. «Похищение» девушки происходило, как правило, с ее согласия, в то время как при браке с уплатой калыма воля невесты вообще не учитывалась. В этом случае брак «убегом» являлся как бы промежуточным звеном между браком с уплатой калыма и браком со свободным выбором партнера». Для малооленных ненцев уплата калыма была чрезвычайно тяжела.
 
Отсюда невозможность жениться для многих бедняков. Однако в некоторых редких случаях бедный ненец шел работать в дом будущего тестя. Юноша должен был несколько лет отработать в хозяйстве будущей жены (пасти оленей, рыбачить и т.д.). «Когда служба кончится, невесту забирай, живи. Если хорошо служил» (из рассказов пуровского ненцаШ.B. Пяка).
 
Зачастую родители женили маленького сына на взрослой женщине, если семье нужна была работница. Мальчик, вырастая, брал себе молодую жену, предоставляя старой жене выбор — остаться в семье, выйти замуж за кого она пожелает или возвратиться к своим родным. В 20-е годы у ненцев почти повсеместно существовали калым, выдача замуж и женитьба малолетних. Подобные дела часто рассматривались в суде, так как велась борьба с этими явлениями. Например, в 1926 году рассматривалось дело о том, как «самоед Салиндер Напаката купил у Ядне Пантен его сестру .для своего сына, которому было тогда 12 лет, отдал за нее калым — 50 важенок, 20 оленей-самцов, несколько песцов осеннего промысла, 20 штук пешек (телят оленя), один медный котел и кинжал. Невесте было 23 года».
 
У хантов невесту для сына обычно находили родители, и иногда молодые до свадьбы не видели друг друга. По свидетельству очевидцев, нередко и жену подыскивали ту, что постарше, умеющую самостоятельно вести хозяйство. Особенно это было важно для старшего сына, так как по хантыйским нормам он после женитьбы мог отделиться.
 
У ненцев имели место случаи женитьбы взрослых и даже пожилых мужчин на молодых девушках. Такие браки совершались в корыстных целях: бедные родители выдавали своих дочерей, чтобы получить богатый выкуп. Подобные браки всегда заключались родителями. Если в брак вступали взрослые молодые люди, то с желанием сына отец обычно считался, мнением же девушки даже не интересовались и согласия ее на брак не спрашивали.
 
В конце XIX — начале XX века в связи с общением с русскими и деятельностью христианской церкви бытование ранних браков у всех трех народов повсеместно сокращается. Самым распространенным становится брачный возраот 17 — 20 лет.
 
В целом можно отметить, что в настоящее время у ненцев, хантов и селькупов браки заключаются, как правило, свободно, по взаимному влечению молодых людей; брачный возраст приблизился к среднему в Российской Федерации, число семей с большой разницей в возрасте супругов сократилось по сравнению с концом XIX — началом XX века.
 
Говоря о правилах выбора брачного партнера у коренных малочисленных народов Севера, нельзя не сказать об этнически смешанных браках. В прошлом такие браки были редкостью. Например, чтобы жениться на русской девушке, необходимо было принять христианскую веру, венчаться в церкви, хотя и после совершения актов крещения народы Севера оставались верны старой вере. Взять русскую жену к себе в тайгу или в тундру, в хозяйство со столь специфическим укладом было почти невозможно.
 
В годы советской власти численность пришлого населения в округе постоянно увеличивалась в связи с его промышленным освоением. Но особенно большой приток молодежи был связан с началом освоения газовых месторождений. Это повлияло на увеличение числа этнически смешанных браков в городах и крупных поселках.
19 фев 2008, 14:47
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.