Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » История » Народы Ямала » Калымный брак у народов Севера

Калымный брак у народов Севера

Калымный брак у народов СевераУ народов Севера в прошлом широко были распространены левиратные браки, когда право на жену умершего старшего брата принадлежало младшему. Соблюдение этого обычая страховало семьи от голодной смерти в случае потери кормильца. Этим, вероятно, и объясняется устойчивость левирата. Этот обычай сохранялся у северных хантов (реки Куноват, Сыня) в 60-е годы нашего века.
 
Отметим, что у ненцев в прошлом наблюдался также древний обычай сорората, когда женами одного мужчины становились сестры. Кроме того, если у мужчины умирала жена, то поощрялся брак на ее сестре.
 
У всех трех народов — ненцев, хантов, селькупов — широко практиковалось заключение брака с выплатой калыма за невесту. «Остяки покупают себе жен и потому считают себя вправе распоряжаться ими, как купленными вещами». «Брак есть у них чистая покупка жены», — писал М.Ф. Кривошапкин о северных селькупах в середине прошлого века. Более того, выкуп за невесту продолжает существовать и в наши дни. Н.Н. Ядне пишет (1995 г.): «Сегодня тоже стали невест брать за выкуп, дают по 30 — 40 оленей... Наша племянница Светлана была выдана замуж за Анатолия Окотэтто. Сватовство было долгим, жених приезжал несколько раз. Мой брат потребовал выкупа. Окотэтто отдали за невесту 40 оленей».
 
Заключение брака с уплатой калыма могло проявляться в виде колыбельного сговора, цель которого - облегчить уплачу калыма, растянув сроки, и заранее обеспечить будущего жениха невестой. Колыбельный сговор практиковался чаще всего среди бедных семей, находившихся в дружеских отношениях между собой.
 
О размерах калыма договаривались отцы жениха и невесты. Первый взнос делали при сговоре: «Родится у меня дочь, а у другого сын, им уже закладывали калым». Заключив сговор, праздновали это событие: «Еще в люльке качаются, а мы уже свадьбу гуляем». Колыбели жениха и невесты при этом вешали рядом. Иногда сговор заключался позже, когда дети начинали ходить или были уже в отроческом возрасте.
 
Обязательства, взятые родителями детей при колыбельном сговоре, как правило, выполнялись: «Пока (дети) не вырастут, ждут друг друга, так их и поженят». Личные качества жениха и невесты значения не имели. В некоторых случаях калым при вступлении в брак не уплачивался.
 
Это имело место при перекрестном браке: двое мужчин из разных родов обменивались сестрами или дочерьми, а также в том случае, когда мужчина женился на вдове умершего брата (по обычаю левирата). Последнее обстоятельство является причиной того, что левират сохранился вплоть до XX века. В случае смерти одного из братьев было весьма выгодно, чтобы вдова осталась в семье и стала женой другого брата, так как ему не нужно было покупать жену и в семье сохранялись рабочие руки.
 
 
19 фев 2008, 14:41
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.