Последние новости
09 дек 2016, 23:07
 Уже вывешивают гирлянды. Готовятся к Новому году. Кто-то украшает живую елку,...
Поиск

» » » » Сочинение: Проблема покаяния в пьесе А- Н. Островского «Гроза»


Сочинение: Проблема покаяния в пьесе А- Н. Островского «Гроза»

Сочинение: Проблема покаяния в пьесе А- Н. Островского «Гроза»В драме Островского «Гроза» рассмотрены проблемы нрав­ственности: на примере провинциального города Калинова ав­тор показал современные нравы. Он изобразил жестокость лю­дей, живущих по старинке, по «Домострою», и разгульность мо­лодого поколения. Все персонажи пьесы можно разделить на две группы. Одни считают, что можно получить прощение за любой грех, если потом покаяться, а другая часть считает, что за грехом следует наказание и нет от него спасения. Здесь воз­никает одна из важнейших проблем человека в целом и героев «Грозы» в частности.

Проблема покаяния возникла очень давно, когда человек по­верил в то, что есть высшая сила, и убоялся ее. Он стал ста­раться вести себя так, чтобы умилостивить своим поведением богов. Все нарушения этого кодекса считались неугодными бо­гам, то есть грехом. Сначала люди просто приносили жертвы богам, делясь с ними тем, что имели. Апогеем этих отношений становится человеческое жертвоприношение. В противовес это­му возникают религии монотеистические, то есть признающие одного Бога. Эти религии отказались от жертвоприношения и создали кодексы, определяющие нормы поведения человека. Эти кодексы стали святынями, так как считается, что они на­чертаны божественными силами. Примерами таких книг явля­ются Библия христиан и Коран мусульман.
[sms]
Нарушение устных или письменных норм является грехом и должно караться. Если сначала человек боялся быть убитым за прегрешения, то позже он начинает тревожиться за свою загробную жизнь. Человек начинает беспокоиться о том, что ждет его душу после смерти: вечное блаженство или вечное страдание. В блаженных местах можно оказаться за праведное поведение, то есть соблюдение норм, а грешники попадают ту­да, где будут вечно страдать. Тут-то и возникает необходи­мость покаяния, так как редкий человек мог прожить, не со­вершая грехов. Поэтому появляется возможность спастись от наказания, вымолив у Бога прощение. Таким образом, любой человек, даже последний грешник, получает надежду на спасе­ние, если покается.

В «Грозе» проблема покаяния стоит особенно остро. Главная героиня трагедии, Катерина, переживает страшные муки сове­сти. Она разрывается между законным мужем и Борисом, пра­ведной жизнью и нравственным падением. Она не может за­претить себе любить Бориса, но сама себя казнит в душе, счи­тая, что отвергает Бога, так как муж для жены — это как Бог для церкви. Поэтому, изменяя мужу, она предает Бога, а зна­чит, теряет всякую возможность спасения. Этот грех она счи­тает непростительным и поэтому отрицает для себя возмож­ность покаяния.

Катерина очень набожная, с детства она привыкла молиться Богу и даже видела ангелов, вот почему ее мучения столь силь­ны. Эти страдания доводят ее до того, что она, опасаясь кары Божьей (ее олицетворяет гроза), бросается в ноги мужу и при­знается ему во всем, отдавая свою жизнь в его руки. На это признание все реагируют по-разному, выявляя свое отношение к возможности покаяния. Кабанова предлагает зарыть ее в землю живьем, то есть считает, что нет возможности простить не­вестку. Тихон же, наоборот, прощает Катерину, то есть верит в то, что она получит прощение от Бога.

Катерина же боится внезапной смерти не потому, что жизнь ее прервется, а потому, что она предстанет перед Богом непока-явшейся, грешной. Отношение людей к возможности покаяния проявляется во время грозы. Гроза олицетворяет собой гнев Божий, и поэтому люди при виде грозы ищут пути спасения и ведут себя по-раз­ному. Например, Кулигин хочет построить громоотводы, Дикой же уверен, что от гнева Божьего нельзя укрыться, то есть он не верит в возможность покаяния. Хотя надо заметить, что он мо­жет каяться, так как бросается в ноги мужику и просит проще­ния у него за то, что обругал.

Муки совести доводят Катерину до того, что она начинает думать о самоубийстве, которое христианская религия считает одним из самых тяжких грехов. Человек словно отвергает Бога, поэтому у самоубийц нет надежды на спасение. Тут возникает вопрос: каким образом такая набожная личность, как Катери­на, смогла совершить самоубийство, зная, что этим она губит свою душу? Может, она вовсе и не верила в Бога по-настояще­му? Надо сказать, что свою душу она считала уже загубленной и просто не захотела жить в муках дальше, без надежды на спасение.

Перед ней встает гамлетовский вопрос — быть или не быть? Сносить мучения на земле или же совершить самоубийство и тем самым прекратить свои страдания? Катерина доведена до отчаяния отношением к ней людей и муками собственной совес­ти. Но развязка пьесы символична: получается так, что у геро­ини есть надежда на спасение, так как она не тонет в воде, а разбивается о якорь. Якорь похож на часть креста, где осно­вание обозначает Святой Грааль (чаша с кровью Господа). Свя­той Грааль и символизирует спасение. Таким образом, есть на­дежда, что Катерина была прощена и спаслась.[/sms]
22 ноя 2007, 11:07
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.