Последние новости
03 дек 2016, 15:27
Украинские силовики стягивают минометы, танки и реактивные системы залпового огня (РСЗО)...
Поиск



» » » » Сочинение: Второстепенные персонажи в драме А. Н. Островского «Гроза»


Сочинение: Второстепенные персонажи в драме А. Н. Островского «Гроза»

Сочинение: Второстепенные персонажи в драме А. Н. Островского «Гроза»А. Н.Островский по праву считается певцом купеческой среды, отцом русской бытовой драмы, русского национального театра. Его перу принадлежит около 60 пьес, и одной из наибо­лее известных является «Гроза». А. Н. Добролюбов назвал эту пьесу Островского самым решительным произведением, так как «взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до трагических последствий. В «Грозе» есть что-то осве­жающее и ободряющее. Это что-то и есть, по нашему мнению, фон пьесы».

Фон пьесы составляют второстепенные персонажи. Это по­стоянная спутница главной героини Варвара, сестра Тихона Кабанова. Она — противоположность Катерины. Главное ее пра­вило: «Делай что хочешь, лишь бы. все шито да крыто было». Варваре не откажешь в уме, хитрости, до замужества ей хочет­ся везде успеть, все попробовать, потому что она знает, что «девки гуляют себе, как хотят, отцу с матерью и дела нет. Только бабы взаперти сидят». Ложь для нее — норма жизни. Она прямо говорит Катерине, что без обмана нельзя: «У нас весь дом на этом держится. И я не обманщица была, да выучи­лась, когда нужно стало».
[sms]
Варвара приспособилась к «темному царству», изучила его законы и правила. В ней чувствуется властность, сила, готов­ность и даже желание обманывать. Она, по сути, будущая Ка­баниха, ведь яблоко от яблони недалеко падает. Дружок Варва­ры, Кудряш, ей под стать. Он единственный в городе Калинове может дать отпор Дикому. «Я грубиян считаюсь; за что же он меня держит? Стало быть, я ему нужен. Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится...», — говорит Кудряш. Ведет он себя развязно, бойко, смело, хвастает своей удалью, знанием «купеческого заведения».

В конце концов Варвара и Кудряш покидают «темное царст­во», но их побег вовсе не означает, что они полностью освободи­лись от старых традиций и законов и примут новые законы жизни и честные правила. Очутившись на свободе, они, скорее всего, будут сами пытаться стать хозяевами жизни.

В пьесе есть и истинные жертвы «темного царства». Это муж Катерины Кабановой — безвольное, бесхарактерное су­щество. Тихон во всем слушает свою мать и подчиняется ей, не имеет четкой жизненной позиции, мужества, смелости. Мо­лодой Кабанов не только не уважает себя, но и позволяет сво­ей маменьке беспардонно относиться к его жене. Особенно яр­ко это проявляется в сцене прощания перед отъездом на яр­марку. Тихон слово в слово повторяет все наставления и нравоучения матери.
 
Кабанов ни в чем не мог противостоять матери, потихоньку спивался, становясь еще более безволь­ным и тихим. Конечно, Катерина не может любить и уважать такого мужа, а душа ее жаждет любви. Она влюбляется в племянника Дикого, Бориса. Но полюбила его Катерина, по меткому выражению Добролюбова, «на безлюдье», ведь по Сути Борис мало чем отличается от Тихона. Разве что чуть-чуть образованнее. Безволие Бориса, его желание получить свою часть бабушкиного наследства (а получит он ее только в том случае, если будет почтителен с дядюшкой) оказались сильнее любви.

В «темном царстве» большим почтением и уважением поль­зуется странница Феклуша. Рассказы о землях, где живут лю­ди с песьими головами, воспринимаются как неопровержимые сведения о мире. Но не все в нем так мрачно: встречаются и живые, сочувствующие души. Это механик-самоучка Кули-гин, изобретающий вечный двигатель. Он добр и деятелен, бук­вально одержим постоянным желанием сделать что-то полезное для людей. Но все его благие намерения наталкиваются на сте­ну непонимания, безразличия, невежества. Так, попытка поста­вить на дома стальные громоотводы встречает яростный отпор Дикого: «Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чув­ствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости Господи, обороняться».

Кулигин, по сути, является в пьесе резонером, в его уста вложено осуждение «темного царства»: «Жестокие, сударь, нравы в нашем городе, жестокие... У кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег нажить...»

Но Кулигин, как и Тихон, Борис, Варвара, Кудряш, приспо­собился к «темному царству», смирился с такой жизнью.

Итак, второстепенные персонажи — это фон, на котором разворачивается трагедия отчаявшейся женщины. Каждое ли­цо в пьесе, каждый образ был ступенькой лестницы, которая привела Катерину на берег Волги, к смерти.[/sms]
22 ноя 2007, 11:03
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.