Последние новости
09 дек 2016, 10:42
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 8 декабря 2016 года...
Поиск

» » » » Сочинение: Юмор и сатира в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»


Сочинение: Юмор и сатира в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»

Сочинение: Юмор и сатира в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»Комедия «Недоросль» была весьма популярной у современ­ников Д. И. Фонвизина, так как она отражала злободневную те­му крепостничества в России. Но прошло столетие, и главной проблемой, интересующей зрителя в этой пьесе, стала пробле­ма воспитания подростков-«недорослей». Спектакль по этой пьесе предназначался главным образом молодой аудитории, ко­торая с удовольствием его смотрела и от души смеялась над ко­медийными ситуациями и характерами героев.

Что же смешного в «Недоросле»? Над чем смеется взрослый зритель, а над чем — подросток? Понятно, что молодых людей смешит Митрофанушка, его обжорство, глупость, невежество. Смешно даже само его звание «недоросль» — древнерусское название подростка до 15 лет. Но так ли смешон Митрофануш-ка? Для ответа на этот вопрос нужно рассмотреть его слова, мысли и отдельно чувства, поступки.
[sms]
Высказывания Митрофанушки смешны, но по-своему забав­ны и находчивы. Чего стоит только его рассуждение о прилага­тельной двери и существительной, пока она «у чулана шеста неделя... стоит не навешена...». Ему все время приходится вы­кручиваться из затруднений, в которые ставит его чрезмерная опека матери. Отсюда его лживость, хитрость, лицемерие и не­добросовестность. Комизм образа состоит и в том, что Митро­фанушка, выворачиваясь из одной неприятной ситуации, попа­дает в другую. Не желая учиться, он демонстрирует плохое са­мочувствие по причине вечернего и ночного обжорства, но тут же подвергается другой опасности — осмотру врача. И снова приходится изворачиваться, что удается ему без особого труда: «Нет, нет, матушка, я уж лучше сам выздоровлю», и убегает на голубятню.

Чувства и поступки Митрофана не смешны, а отвратитель­ны. Мы видим эгоистичного, лицемерного и безжалостного без­дельника. Он хорошо знает, кто в доме хозяин, и заискивает пе­ред матерью. Он рассказывает о жалости во сне к ней, уставшей «колотить батюшку». Ничего смешного нет и в том, что он в своем возрасте гоняет голубей и в то же время готов женить­ся. Митрофанушка, чувствуя одобрение матери, позволяет себе наказывать и ругать слуг. Если современному подростку смеш­но читать о том, как Митрофанушка ругает своих учителей, то это является сигналом о болезни школьной системы. Еще ху­же, если над этим эпизодом смеются взрослые, родители или даже учителя. Может так случиться, что со временем они бу­дут наказаны за этот легкомысленный смех горьким разочаро­ванием в своих детях и воспитанниках. Не секрет, что Митро­фанушки здравствуют и процветают по сей день.

Не смешон Простаков — «женин муж», как он представился Стародуму. Этот добрый, но глупый, невежественный, безволь­ный и трусливый человек вызывает только жалость. Тарас Скотинин — «сестрин брат», как в свою очередь он себя отреко­мендовал Стародуму, также не смешон, а отвратителен со своей страстью к свиньям. Даже Простакова говорит брату, что хоро­шая свинья ему нужнее жены.

Не смешна и сама Простакова — глупая, трусливая и одно­временно подлая и жестокая баба-самодур, в свою пользу тол­кующая законы. Слишком часто в реальной жизни встречаются подобные женщины, поэтому она, скорее, вызывает страх и же­лание держаться от нее подальше.

Смешным может показаться образ недоучившегося семина­риста Кутейкина или рассказ Скотинина о генеалогии своего рода. Нужно обратить внимание на то, что Фонвизин осудил и высмеял предков Скотинина за то, что они не оправдали дво­рянского звания, жили мелкими интересами в полном невеже­стве. Кутейкина, который «убоялся бездны премудрости» и от­казался продолжать обучение в семинарии, Фонвизин презира­ет за те же невежество и скудность мысли. Он ни в коем случае не смеется над священными текстами, на которые ссылается Кутейкин.

Фонвизин обнажил души своих отрицательных героев совсем не для смеха, а для «назидания». Для убедительности образов автор не побоялся выставить в комичном свете и положитель­ных героев. Они просто «смакуют» свою добродетель, забывая, с кем имеют дело, и оттого иногда попадают в неловкое положе­ние. Например, образованному Стародуму, объясняющему Про-стаковой практическую пользу географии: «На первый случай сгодилось бы и к тому, что ежели б случилось ехать, так зна­ешь, куда едешь», — невежественная Простакова резонно отве­чает: «Ах, мой батюшка! Да извозчики-то на что ж?»
 
Положительные герои — умные, благородные люди, но они не гнушают­ся потешаться над дураками, причем находясь у них в гостях. Даже благородный Стародум не прочь посмеяться, наблюдая за дракой брата и сестры. Он даже заявляет Простаковой: «Я на роду ничего смешнее не видывал». Обиженная Простакова справедливо замечает: «Это, сударь, ничего не смешно». Имея в виду бестактность Софьина жениха Милона, Скотинин спра­шивает: «Кто ж из нас смешон? Ха, ха, ха!»

Биограф Д. И. Фонвизина писал, что автор «Недоросля» «не шутит, не смеется, а негодует на порок и клеймит его без поща­ды, если же и смешит, то тогда внушаемый им смех не развле­кает от впечатлений более глубоких и прискорбных».

Глупость, коварство, злость, преступление смешны только на сцене, но в реальной жизни они угрожают нам на каждом шагу. Поэтому после прочтения или просмотра пьесы улыбка сходит с лица мыслящего человека.[/sms]
19 ноя 2007, 11:52
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.