Последние новости
02 дек 2016, 22:57
Президент США Барак Обама подпишет закон о 10-летнем продлении санкций против Ирана,...
Поиск



» » » » Сочинение: Особенности композиции романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»


Сочинение: Особенности композиции романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Сочинение: Особенности композиции романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»Художественный опыт М. Ю. Лермонтова-лирика, автора поэм, Драматурга и прозаика сконцентрировался в романе «Герой нашего времени», работу над которым он начал в 1838 году на основе своих кавказских впечатлений. В отличие от прежних своих тво­рений Лермонтов, создавая этот роман, уже не воображал жизнь, а рисовал ее такой, какой она являлась в действительности.

«Герой нашего времени» — первый в русской прозе лирико-психологический роман. Лирический — потому что у автора и ге­роя «одна душа, одни и те же муки», психологический — потому что идейным и сюжетным центром в нем являются не события, а личность главного героя, его духовная жизнь. «В этом человеке есть сила духа и могущество воли, — писал В. Г. Белинский, — в самых пороках его проблескивает что-то великое, как молния в черных тучах, и он прекрасен, полон поэзии даже в те минуты, когда чело­веческое чувство восстает на негр: ему другое предназначение, дру­гой путь... Его страсти — бури, очищающие сферу духа...» Таков Печорин — главный герой романа «Герой нашего времени». По­этому психологическое богатство романа заключено, прежде все­го, в образе «героя времени».
[sms]
Роман построен как серия повестей, которые, возможно, заду­мывались как отдельные произведения, но были в итоге объеди­нены в сложную композиционную структуру, подчиненную рас­крытию характера главного героя.

Автор использует принцип хронологической инверсии — по­вести, входящие в роман, расположены не в том порядке, в кото­ром реально могли бы происходить описанные события. Исходя из хронологической последовательности событий, первой повес­тью романа должна была быть «Тамань». В Тамани Печорин оста­навливается по пути из Петербурга на Кавказ. Затем «Княжна Мери». Печорин переезжает на воды, живет в Пятигорске и Кис­ловодске, убивает на дуэли Грушницкого. Из «Бэлы» мы узнаем, что за это он был выслан в кавказскую крепость под начальство Максима Максимыча. Затем — «Фаталист». Печорин приезжает в казачью станицу, знакомится с Вудичем.
 
Прожив несколько Лет в Петербурге, Печорин уходит в отставку и едет в Персию. В пути, во Владикавказе, он встречается с Максимом Максимычем и стран­ствующим офицером — это повесть «Максим Максимыч». Возвра­щаясь из Персии, Печорин умирает. Об этом повествователь рас­сказывает в предисловии к «Журналу Печорина».

Однако психологическая сложность центрального образа за­ставила Лермонтова отказаться от последовательного изображе­ния. Предыстория Печорина намеренно исключена, и это прида­ет его биографии некоторую таинственность. Автор постепенно знакомит читателя со своим героем, мастерски используя прием нарастания раскрытия тайны — его внутреннего мира, его психо­логии. Лермонтов ведет читателя от загадки (описание поступков Печорина в первых трех повестях) к разгадке (объяснение моти­вов в четвертой и пятой повестях).
 
Таким образом, роман имеет  «вершинную композицию», биография героя предстает перед читателем в кульминационных точках. При этом каждая повесть романа опирается на определенную литературную традицию. «Бэла» соединяет в себе черты путевого очерка и романтической новеллы о любви европейца к «дикарке»; «Княжна Мери» — «светская по­весть»; «Тамань» — лирическая новелла с невыраженным сюже­том и атмосферой таинственности; «Фаталист» — рассказ о «таин­ственном случае», характерный для фантастической прозы 30-х годов XIX века. Важным моментом в раскрытии композиции «Героя нашего времени» является и то, кто рассказывает о происходящем. Смена рассказчика также позволяет Лермонтову более глубоко и всеобъ­емлюще раскрыть внутренний мир своего героя.

В «Бэле» о герое рассказывает Максим Максимыч — штабс-капитан, прослуживший с ним год на Кавказе. Максим Макси­мыч — человек добрый, он искренне привязан к Печорину, но понять его не в состоянии. Единственное, что он может сказать о нем, — это «славный малый», «но с большими странностями». Их разделяет не только разница социального положения и возраст. Они — люди принципиально различных типов сознания и дети разных эпох.
 
История трагической любви Печорина, разочарован­ность, тоска поражают добродушного Максима Максимыча, но разгадать душу своего подчиненного он не может. Зачем Печори­ну понадобилась Бэла, почему, едва добившись ее любви, он ску­чает и томится; отчего бросился отбивать ее у Казбича; что мучило его у постели умирающей Бэлы и почему засмеялся, когда добрей­ший Максим Максимыч попытался его утешить? Все эти вопросы остаются без ответа.

Лишь один раз мы видим Печорина, как его видит автор. В гла­ве «Максим Максимыч» завеса тайны начинает приподниматься. Место рассказчика занимает путешествующий офицер. Это чело­век, явно понимающий Печорина, они люди одного поколения, люди одного круга. Подробно описывая внешность, повествова-^ тель пытается понять характер Печорина, и таинственному герою «кавказской новеллы» придаются какие-то живые черты. Особое внимание рассказчик уделяет глазам: «Они не смеялись, когда он смеялся!..» Он хочет узнать, что скрывают эти глаза, и потому с радостью берет у Максима Максимыча записки Печорина, где ав­тор предоставляет самому Печорину рассказать о себе.

Роман продолжает «Журнал Печорина». Мы видим героя опять в новом ракурсе — такого, каким он был наедине с самим собой, каким мог предстать в своем дневнике, но никогда бы не открвшимся на людях. «Журнал Печорина» — это своего рода «роман в ро­мане». Его предваряет предисловие повествователя, и мы читаем важные слова: «Может быть, некоторые читатели захотят узнать мое мнение о характере Печорина? Мой ответ — заглавие этой книги». Итак, Печорин — герой своего времени, личность типич­ная, лицо эпохи. Однако глубоко понять его поможет только ис­поведь самого героя.

«Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист» — «история души че­ловеческой, следствие наблюдений умазрелого над самим собою». Исповедальный характер дневниковых записей роднит роман Лер­монтова с его лирикой. Жажда жизни, поиск истинных ценнос­тей, смысла человеческого существования порой приобретают в личности Печорина жесткие и жестокие формы. Разочарованность, скука, страдание — спутники его жизни и жизни людей, связав­ших с ним свою судьбу.

Заключительная глава «Фаталист» на первый взгляд кажется лишней, выпадающей из закономерного развития романа. Но на самом деле в «Фаталисте» заключена важнейшая мысль повество­вания, к ней постепенно вел нас автор. Печорин переходит от са­мооценки к размышлению о своем поколении: «...мы жалкие по­томки, скитающиеся по земле без убеждений и гордости, без на­слаждения и страха, мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья, потому что знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению...». И мы, наконец, постигаем характер Пе­чорина в его неизбежной раздвоенности, вникаем в историю его души и задумываемся над судьбой «героя» и над характером «вре­мени».

«Фаталист» возвращает нас в крепость, где произошла траге­дия с Бэлой. Такая «кольцевая» композиция подчеркивает обре­ченность героя. Печорин пытается решить самый сложный для себя вопрос: насколько человек волен распоряжаться своей судьбой?' «И если точно есть предопределение, то зачем же нам дана воля, рассудок?» — спрашивает он.

Таким образом, в романе рассматриваются социальные, нрав­ственные и философские проблемы. Психологически точно дает­ся картина взаимоотношений общества и личности.

Своеобразно в романе также изображение природы Кавказа и быта горцев. Мы знаем, что тема Кавказа постоянно привлекала внимание Лермонтова, в своих стихотворениях, поэмах он воспе­вал живописную природу и могучие, неукротимые характеры. Но в «Герое нашего времени» природа приближена к человеку, она помогает понять его мысли и чувства. Картины повседневного быта горцев обрисованы скупо и точно, отражая реальную действитель- ность. В такой же удивительно простой и реалистической манере изображены характеры Казбича, Азамата и Бэлы. Обычаи, заве­ты, мораль предков являются определяющими в их поведении.

Неоспоримая заслуга Лермонтова состоит в том, что он нашел новые художественные средства, каких еще не знали ни русская, ни западная литература и которые восхищают нас по сей день со­единением свободного и широкого изображения лиц и характеров с умением показывать их объективно, своеобразно «выстраивая» их, раскрывая образ одного героя через восприятие другого.[/sms]
07 ноя 2007, 13:26
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.