Последние новости
08 дек 2016, 15:25
Синоптики обещают непогоду в Ростовской области сегодня, 8 декабря, и завтра, 9 декабря....
Поиск

» » » » Чем типи отличается от вигвама?


Чем типи отличается от вигвама?

Чем типи отличается от вигвама?Жилище любого народа отражает образ жизни, который он ведет. Оседлые на­роды строят себе наземные дома или полуземлянки, а ко­чевники живут в шалашах и палатках, которые можно легко разбирать и перевозить с места на мес­то.

Многое зависит также от окружаю­щей среды и от рода занятий людей: охотники покрывают свои жилища шку­рами, оседлые народы в лесах строят дома из дерева, в степи и горах — из камня и глины.

Каждая группа североамериканских ин­дейцев имела свой тип жилища. Так, на Юго-Западе индейцы навахо строили полуземлянки с глинобитной куполооб­разной кровлей и входным коридором {хоганы), а индейцы болотистой Флориды жили в свайных хижинах.

Кочевые охотники Субарктики жили в шалашах-вигвамах, основу которых составлял каркас из жердей. Если жерди были прямыми, вигвам получал коническую форму, подобно чумам коренных наро­дов Сибири. Если же жерди пригиба­лись друг к другу верхушками, то форма вигвама становилась куполообразной. Покрывались вигвамы, как и сибирские чумы, зимой шкурами, летом — берес­той.

Разборные палатки кочевников Великих Равнин назывались типи. Они тоже имели конический остов из жердей, покрышка же сшивалась из бизоньих шкур. Дым от очага выходил через центральное отвер­стие в кровле, прикрытое от дождя спе­циальными лопастями. Типи вождей по­крывались рисунками — знаками их владельцев.

Жилище ирокезов строилось тоже на каркасной основе из коры. Однако оно уже служило по десять-пятнадцать лет, пока живущая в нем родовая община не переносила на новое место свои куку­рузные поля. Это знаменитый ирокез­ский длинный дом, давший название са­мому племени (ирокезы именовали себя ходенасауни, то есть «люди длинного дома»). В длину дома ирокезов достига­ли 25 метров.

Вход находился в торце дома, а над ним помещалось резное или живописное изображение тотема — жи­вотного-покровителя живущей в нем ро­довой группы (овачиры). Внутри длин­ный дом был разделен на отсеки; каждая семейная пара занимала один такой отсек и имела свой очаг, дым от которого выходил через отверстие в крыше. Спали обитатели дома на нарах, тянувшихся вдоль его длинной стены. В деревянных домах индейцев Северо-Запада также проживало несколько род­ственных семей.

Как и у ирокезов, каждая семья занимала особый отсек, отде­ленный от соседних циновками и нахо­дившийся тем ближе к отсеку главы се­мьи, чем ближе было родство. Вдоль стен жилища сооружали широкие нары в два яруса: наверху спали, а нижний ярус предназначался для сидения. По­среди дома в углублении горел очаг. Сам дом и его обитатели носили имя родового тотема, изображения которого покрывали главные детали жилища: фа­сад и столбы, поддерживающие балки, а также огромный тотемный столб пе­ред домом.
30 май 2007, 08:27
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.