Последние новости
07 дек 2016, 10:36
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 6 декабря 2016 года...
Поиск

» » » Диверсионная война - война 1941 - 1945


Диверсионная война - война 1941 - 1945

Диверсионная войнаВ годы Великой Отечественной войны партизаны наруша­ли работу транспорта крушением поездов; подрывами авто­машин, судов, подвижных составов на железных дорогах; разрушением путей и путевых обустройств, станций и при­станей; нападением на аэродромы, на поезда, машины и суда.

В диверсионной работе чекистские органы руководствова­лись указаниями Коммунистической партии о борьбе с ок­купантами в тылу противника и директивами НКГБ-НКВД СССР о ведении зафронтовой работы. Первым из таких рас­поряжений была директива НКГБ СССР № 158 от 1 июля 1941 г. Конкретная задача, поставленная в ней, - приступить к диверсионно-террористической и разведывательной рабо­те в тылу врага. Но наиболее важным документом партии по этим вопросам стало Постановление ЦК ВКП (б) «Об орга­низации борьбы в тылу германских войск» от 18 июля 1941 г., в котором предписывалось «создать невыносимые условия для германских интервентов».

Подразделениям НКВД-УНКВД прифронтовых областей вменялось в обязанность немедленно приступить к организации и руководству дивер­сионной работой в зафронтовых условиях. Этим же вопро-. сам в полной мере было подчинено и специальное обучение чекистских кадров, которые направлялись после их подготов­ки на временно оккупированную территорию для боевой де­ятельности. Достаточно отметить, что из 30-часовой програм­мы обучения на курсах на диверсионную подготовку отводи­лось 16 учебных часов.

Диверсии на железных дорогах осуществлялись бойцами оперативных групп и агентами, работавшими на станциях крупных железнодорожных узлов, в железнодорожных депо, ремонтных мастерских и т. д. Чаще всего выводились из строя железнодорожное полотно и различные сооружения (мосты, виадуки, депо, водокачки, линии связи). Наиболь­ший эффект достигался в результате подрыва важных объек­тов. Взрыв железнодорожного полотна, мостов, путепроводов обычно приурочивался ко времени прохождения по ним по­ездов. Всякое крушение поезда вызывало серьезные наруше­ния движения по магистрали.

В основе диверсионной деятельности органов госбезопас­ности на временно оккупированной территории лежала бое­вая работа небольших по своей численности групп подрывни­ков из участников чекистских подразделений, находившихся в подчинении руководителей спецгрупп или их заместителей по диверсионной работе. Располагая взрывчатыми вещества­ми, они выходили к местам предстоящих диверсий, которые определялись Центром с учетом рекомендаций командования Красной Армии. В диверсионной работе чекистских подраз­делений активно использовались агенты органов госбезопас­ности, которые получали задания от оперативных работни­ков.

Предусматривался тщательный подбор состава для дивер­сионных групп и партизанских отрядов. Помимо честных, проверенных и смелых людей, предпочтение отдавалось лю­дям, знакомым с техникой. При подготовке их уделялось внимание как работе с подрывными и зажигательными сред­ствами, так и умению оценить жизненные части сооружений и агрегатов.

Акции партизанских отрядов, созданных на базе оператив­ных групп органов государственной безопасности, внесли неоценимый вклад в проведение диверсионной войны в тылу врага. Одним из главных ее направлений стали диверсии на •транспортных коммуникациях, важнейшими из которых были железные дороги. Методы диверсионной деятельности здесь были многообразны. Например, железнодорожное по­лотно на однопутном участке минировалось в одном или в нескольких местах, а на двухпутном участке железнодорож­ного полотна минировались обе железнодорожные колеи. Использование различных взрывателей, в том числе замед­ленного действия, неизвлекаемых мин вносило изменения в способы минирования, а также способствовало изготовлению противопаровозных взрывных устройств.

Следует отметить, что партизанские диверсии были одним из самых эффективных и дешевых видов нарушения работы тыла противника. По данным Управления МПВО НКПС СССР, немецкая авиация, чтобы на один час прервать движение на двухпут­ном участке, расходовала в первые месяцы войны 1500 кг, а в 1944 г. до 7500 кг авиабомб. Опытные партизаны-диверсан­ты на один час перерыва движения соответственно расходо­вали при крушении поездов 2,4-3,5 кг минно-взрывных средств - в 625-2100 раз меньше, чем немецкая авиация.

При осуществлении этих операций использовались толо­вые заряды и самые разнообразные минные устройства - от миниатюрных магнитных мин, мин замедленного действия (МЗД) и неизвлекаемых мин (НМ) до мощных фугасов. Сре­ди подрывников-омсбоновцев были асы минноподрывного дела, на личном счету которых числилось от 10 до 20 и бо­лее спущенных под откос вражеских эшелонов, взорванные мосты, станционные сооружения и другие объекты. К числу таких асов принадлежали Е. А. Телегуев (на личном счету - 20 эшелонов), П. С. Лисицын (19), И. В. Майский (18), Э. Б. Со­ломон (Калошин - 17) и др.

Наиболее длительное воздействие на железные дороги про­тивника достигалось минами замедленного действия. Установ­ленные противопоездные МЗД взрывались под проходящим поездом только после установленного срока замедления.

МЗД обладали преимуществом перед ММД (мины мгно­венного действия), так как одновременно можно было уста­новить значительное количество МЗД с различными срока­ми замедления. В результате взрывы происходили периоди­чески уже после восстановления противником полотна железной дороги.

Массовое применение МЗД с различными сроками замед­ления даже при одновременной установке могло закрыть дви­жение эшелонов противника на 2-3 месяца46.


14 мар 2010, 19:03
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.