Последние новости
07 дек 2016, 23:23
Чтобы остановить кровопролитие в Алеппо, нужно проявить здравый смысл, сказал...
Поиск

» » » » Воспитывая, учимся воспитывать


Воспитывая, учимся воспитывать

Воспитывая, учимся воспитыватьМожно сказать, что воспитывать ребенка молодой маме так или иначе приходится с первых дней его жизни. Это нелегко, особенно ес­ли не иметь специального педагогического образования и относиться к науке психологии, как к старому, полному тайн дремучему лесу, в который страшновато войти без мудрого проводника вроде Мака­ренко или Сухомлинского... Но для того, чтобы воспитывать восьми­месячного малыша, всех тайн этого «леса» знать и не обязательно; достаточно иметь представление о некоторых азах. О них мы и пого­ворим коротко...
Терпение, последовательность и настойчивость - вот несколько принципов, о каких мама должна помнить, воспитывая своего ребенка.
 
Сохранять терпение - это иногда требует затраты многих сил. Ес­ли мама не сможет терпение сохранять, если она будет постоянно сры­ваться на порицания, укоры, выговоры и даже на крик, то только за­пугает малыша и ни одного полезного навыка ему не привьет. Пре­красные душевные качества воспитываются исключительно прекрас­ными душевными качествами (как яблоко от яблони). Великое терпе­ние мамы - не одно ли из таких качеств?.. Различные явления, проис­ходящие вокруг, цели, причины, следствия - все это в сознании ребенка еще весьма далеком от совершенства, связывается не быстро, а когда связывается, то связывается порой неловко. Маме приходится много раз повторять малышу, чего она от него хочет, и умение сохра­нять терпение здесь - поистине неоценимый союзник. Скажем для примера, что немало пороху мама сожжет, пока сумеет втолковать малышу простое назначение горшка - малышу, которому в пеленки и штанишки «ходить» куда удобнее: сделал дело и подавай сигнал.
 
Мама должна много разговаривать с ребенком, терпеливо повто­рять названия предметов, какими она пользуется, ухаживая за ним, игрушки, с какими он играет: мама должна говорить и о тех действи­ях, какие она выполняет. Ребенок уже знает, что предметы имеют словесные обозначения, что словесные обозначения имеют и дейст­вия; ребенок слышит, как в устах мамы связываются слова: он начи­нает понимать, что и действия можно связывать; постепенно малышу становятся понятны простейшие причинно-следственные связи.
 
 Быть последовательной в требованиях и настойчивой в достиже­нии результатов - другие принципы, о каких мама не должна забы­вать. Если мама что-то велела ребенку, он должен это исполнить. Me исполнит - значит, мама с мягкой настойчивостью добьется своего. И скажет об этом, а он пускай запоминает. Последовательность и на­стойчивость мамы - непременные условия для воспитания дисципли­нированности малыша.
 
Ребенку нс следует позволять капризничать. Бывает, что малыш чувствует недомогание и капризничает. Это - одно. Но он выздорав­ливает и становится прежним - бодрым и веселым. Совсем другое -когда каприз становится «способом» добиваться своего. Смекнув од­нажды, что мама готова пойти на любые уступки, - стоит только под­нять шум, - ребенок начинает повторять удавшиеся опыты, и капри­зы становятся едва не нормой бытия. Мама не должна позволять это-то. И если она разок-другой продемонстрирует непреклонность, даст почувствовать малышу твердость ее характера да не будет забывать время от времени подкреплять эти уроки, говоря решительные «нет» или «надо», общение с ребенком будет легким. Иные мамы терпени­ем, последовательностью и настойчивостью добиваются такого взаи­мопонимания с малышом, что им не приходится даже голос повы­шать - ребенок отлично знает: его капризы не пройдут.
 
Чрезмерное внимание ребенку вредит. Оно делает его эгоистич­ным. Если ребенок постоянно чувствует чрезмерное внимание со сто­роны родителей, в нем со временем формируется не совсем верный взгляд на самого себя, на собственные достоинства и недостатки; по­степенно ему начинает казаться, что достоинств у него больше, чем есть на самом деле, а недостатков почти нет, хотя, быть может, их от мала до велика; в нем формируется привычка относиться к себе луч­ше, чем к другим людям; завышенная самооценка подвигает его от­носиться к другим людям так, будто основное их назначение - слу­жить ему. А это опасное заблуждение; и опасно оно не для окружаю­щих людей, а для самого ребенка - прозрение, которое наступит од­нажды, может оказаться весьма болезненным. Все: и внимание, и за­бота, и даже любовь - требуют определенной меры. И только уваже­ние, кажется, может быть безмерным (в этом направлении стоит по­думать), но наш ребенок еще слишком мал, чтобы говорить с ним о таких вещах...
Источник:
12 авг 2008, 10:41
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.