Последние новости
02 дек 2016, 22:57
Президент США Барак Обама подпишет закон о 10-летнем продлении санкций против Ирана,...
Поиск



» » » » Сочинение "Свобода личности в творчестве Е. Замятина"


Сочинение "Свобода личности в творчестве Е. Замятина"

Сочинение "Свобода личности в творчестве Е. Замятина"Настоящий писатель — это всегда мыслитель, стремя­щийся заглянуть в будущее, предсказать жизнь потомков. Но писатель — это и человек, создающий систему нрав­ственных ценностей, взглядов на историю, развитие обще­ства. Литература часто становилась средством пропаганды идей писателя. С этим, в частности, связано возникновение в литературе жанра утопии. В произведениях этого жанра изображался идеальный, с точки зрения автора, принцип построения общества. Но параллельно развивался и жанр антиутопии.
 
[sms]В романе «Мы» Е. Замятина в фантастическом и гротес­ковом облике перед нами предстает возможный вариант общества будущего. В геометрическом обществе запреща­ется иметь незапланированные желания, все строго регла­ментировано и рассчитано, чувства ликвидированы, в том числе и самое ценное, движущее жизнь, чувство любви: каждому жителю государства выдается талон на «любовь» в определенные дни недели. Любое отклонение от нормы в Едином Государстве фиксируется с помощью четко нала­женной системы доносов. Незаурядность, талант, творче­ство — враги порядка — подвергаются уничтожению. Бун­тари излечиваются путем хирургического вмешательства. Всеобщее регламентированное счастье достигается всеоб­щим равенством.
 
 Проблема счастья человечества тесно связана в романе с вопросом о свободе личности, вопросом, имеющим давнюю и непреходящую традицию в русской литературе. Современная критика сразу увидела в романе традицию Достоевского, про­ведя параллель с его темой Великого инквизитора. «Этот сред­невековый епископ, — пишет один из первых исследователей творчества Замятина, О. Михайлов, — этот католический пас­тырь, рожденный фантазией Ивана Карамазова, железной РУкой ведет человеческое стадо к принудительному счастью...Он готов распять явившегося вторично Христа, дабы Христос не мешал людям своими евангельскими истинами «соединиться наконец всем в бесспорный общий и согласный муравейник». В романе «Мы» Великий инквизитор появляется вновь — уже в образе Благодетеля».
 
 Созвучие проблематики романа «Мы» с традициями Дос­тоевского особо наглядно подчеркивает национальный кон­текст замятинской антиутопии. Вопрос о свободе и счастье человека приобретает особую актуальность на русской по­чве, в стране, народ которой склонен к вере, к обожествле­нию не только идеи, но и ее носителя, не знающий «золотой середины» и вечно жаждущий свободы. Эти два полюса рус­ского национального сознания нашли отражение в изобра­жении двух полярных миров — механического и природно-первобытного. Эти миры одинаково далеки от идеального мироустройства. Вопрос о нем Замятин оставляет открытым, иллюстрируя романом свой теоретический принцип истори­ческого развития общественной структуры, основанный на представлении писателя о бесконечном чередовании рево­люционного и энтропийного периодов в движении любого организма, будь то молекула, человек, государство или пла­нета. Любая кажущаяся прочной система, такая, к примеру, как Единое Государство, неизбежно погибнет, подчиняясь закону революции. Одна из главных ее движущих сил зало­жена, по мысли писателя, в самой структуре человеческого организма.
 
Замятин побуждает нас к мысли о непреходящей вечности биологических инстинктов, являющихся прочной гарантией сохранения жизни независимо от социальных катаклизмов. Эта тема найдет свое продолжение в последующем творче­стве художника и завершится в его последнем российском рассказе «Наводнение», сюжет которого отражает замятинский закон, работающий в романе «Мы», но только переве­денный из социально-философской сферы в биологическую. Рассказ строится согласно постоянной авторской антитезе «живое» — «мертвое», которая составляет тему замятинского творчества и влияет на формирование его стиля, соединив­шего в себе рациональное и лирическое начала. Лиризм в художественных произведениях Замятина объясняется его вниманием к России, интересом к национальной специфике. народной жизни. Не случайно критики отмечали «русскость» : западника Замятина. Именно любовью к родине, а не враЖ" дой к ней, как утверждали современники Замятина, рождено бунтарство художника, сознательно избравшего трагически путь еретика, осужденного на долгое непонимание соотече­ственников.
 
 Возвращение Замятина — реальное свидетельство начав­шегося пробуждения в народе личностного сознания, борьбе за которое писатель отдал свой труд и талант.[/sms]
06 май 2008, 11:38
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.