Последние новости
09 дек 2016, 10:42
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 8 декабря 2016 года...
Поиск

» » » » Сочинение"«Страшный мир» в лирике А.А. Блока"


Сочинение"«Страшный мир» в лирике А.А. Блока"

Сочинение"«Страшный мир» в лирике А.А. Блока"Я вижу: Ваши девы слепы,
 У юношей безогнен взор.
 Назад! Во мглу! В глухие склепы!
 Вам нужен бич, а не топор!
А. Блок
 
[sms]На годы реакции пришелся стремительный творческий рост Блока. Воодушевляясь идеями правды, справедливости, обще­ственного долга, он вырастает в поэта национального и овла­девает блистательным мастерством. Темы его громадны: про­шлое и будущее человечества, мечта и действительность, чело­веческое горе и счастье... В стихах его с равной силой звучат и нежнейшая лирика, и гневная сатира, и мужественная граж­данственность. Мы встречаем в его стихах и мгновенное пере­живание, и глубокое раздумье, живописные картины природы и величественные образы прошлого («Итальянские стихи»), песню и романс, покоряющие тончайшей музыкальностью, и волнующие стихотворные рассказы о человеческих судьбах, исполненные громадного драматического напряжения («На железной дороге», «Авиатор», «Перед судом»). Важной вехой на творческом пути Блока явился замеча­тельный цикл «Вольные мысли». Здесь уже торжествуют прин­ципы того строгого и мощного поэтического стиля, воплоще­нием которого служит лирика зрелого Блока. «Вольные мыс­ли» проникнуты живым и свободным человеческим чувством: поэт жадно вбирает в себя все впечатления реальной дей­ствительности, чувствует себя заодно с людьми, говорит о своей связи с природой, поет «высокий гимн» о том, как «воль­на душа». Здесь запечатлен подлинный, ничем не искажен­ный и не заслоненный облик мира, в котором люди трудятся, веселятся, любят, страдают, умирают. Здесь нарисованы ве­ликолепные по точности и тонкости изображения картины северной природы. Здесь, наконец, с большой сатирической силой разоблачены пошлость и уродство буржуазного быта. Блок долго оставался вне настоящей, общенародной жизни, долго не знал ее. Но зато как велик был восторг узнавания:
 
 О, весна без конца и без краю —
Без конца и без краю мечта!
Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!
И приветствую звоном щита!
 
Какой звонкий, ликующий голос! Однако это не было сле­пым, безразборчивым восприятием действительности — та­кой, как она есть. Всем смыслом, всем содержанием своей поэзии Блок подводит к другому пониманию и принятию жиз­ни. Как и положено поэту-романтику, он предъявляет ей гро­мадные требования. Да, в существе своем жизнь прекрасна — и достойна самой пламенной, самой восторженной любви. «Нет на свете ничего такого, о чем нельзя было бы спеть песню», — утверждал Блок. Но жизнь в мире «сытых», где человек об­речен на «голодную и больную неволю», страшна, темна и уродлива. Это лишь жалкое подобие настоящей жизни — и ее можно только ненавидеть и проклинать.
 
В поэзии Блока и запечатлены два лика жизни: лживая, нарумяненная «жизнь» там, где царят мгла и лютая стужа, тоска и скука, страдание и смерть, где упыри стерегут «гроба, наполненные гнилью», где «зреют темные дела»,— и другая, прозреваемая в свободной романтической мечте, вольная, чистая и прекрасная жизнь, где грохочет освежающая буря и раскрывается «осветленный простор.» И говоря об этой ис­тинной жизни, поэт характеризует ее облик по преимуществу образами могущественных стихий либо человеческой борьбы и деяний: солнце, дотла выжигающее всяческую гниль, очис­тительная гроза, буйный ветер, молния, молот, щит, копье, «священный меч», обнаженный для битвы за торжество «но­вого века»...
 
Жизнь трудна, в ней идет жестокая неутихающая борьба, и жить достойно — значит каждодневно идти на подвиг. На этом пути человека подстерегают суровые испытания, может быть, гибель, но все равно: это единственный путь, достойный человека. Поэтому, принимая жизнь, нужно быть всегда гото­вым к борьбе и подвигу.
 
И смотрю, и вражду измеряю,
- Ненавидя, кляня и любя:
 За мученья, за гибель — я знаю —
 Все равно, принимаю тебя!
 
Слитное чувство «любви-ненависти» к жизни определило всю тональность поэзии Блока, весь ее трагедийный пафос.
 
Да, поэзия Блока трагична, и герой этой поэзии — траги­ческий герой, болезненно переживающий трагедию раздвое­ния («И отвращение от жизни, и к ней безумная любовь...»). Но трагическое мировоззрение не имеет ничего общего с пес­симизмом, беспросветным отчаянием, «отрицанием жизни» и т.п. Оно всегда обращено к будущему и не только не отри­цает жизнь, но, напротив, преисполнено пафосом героичес­кого утверждения жизни в ее идеальной форме. Трагедийное всегда мужественное. Трагический герой не склоняется по­корно перед «роковой судьбой», но, руководимый волей к подвигу, мужественно борется с «роком», и в этом единобор­стве раскрывае/ся смысл трагедии. Пусть герой погибает в неравной борьбе за свою «мечту», подчас и не достигая цели, все равно сама гибель -его героична, потому что освещает путь следующим поколениям. Обращаясь к животворным тра­дициям русской литературы, Блок говорил: «Великие худож­ники русские — Пушкин, Гоголь, Достоевский, Толстой — погружались во мрак, но они же имели силы пребывать и таиться в этом мраке: ибо они верили в свет. Они знали свет. Каждый из них, как весь народ, выносивший их под сердцем, скрежетал зубами во мраке, отчаянии, часто злобе. Но они знали, что рано или поздно все будет по-новому, потому что жизнь прекрасна». Таким же великим художником, знавшим, что жизнь прекрасна, и верившим в свет будущего, был и Александр Блок.[/sms]

09 апр 2008, 13:13
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.