Последние новости
03 дек 2016, 15:27
Украинские силовики стягивают минометы, танки и реактивные системы залпового огня (РСЗО)...
Поиск



» » » » Сочинение: Социальная проблематика пьесы A.M. Горького «На дне»


Сочинение: Социальная проблематика пьесы A.M. Горького «На дне»

Сочинение: Социальная проблематика пьесы A.M. Горького «На дне»Со времени создания пьес Горького прошло много лет, но и теперь они читаются и идут в театрах. Видимо, им предо­пределена долгая жизнь. Можно сказать, что это — энцикло­педия предреволюционной России, история, запечатленная мастерски и жизненно, но нельзя забывать, что в них много общечеловеческого, подходящего не только к прошлой, но и к нынешней жизни.

«Человек! Это великолепно! Это звучит... гордо!» Эти слова, сказанные на заре XX века, определяли творческую линию писателя. Он любил людей, поэтому его воображение, пронизанное прекрасной мечтой о великом призвании чело­века, рождало такие изумительные образы, как Данко.

Но он же выступал и со страстным, горячим протестом против всего, что принижало человека, против всех «свинцо­вых мерзостей жизни».

В пьесе «На дне» с большой силой и непревзойденным ху­дожественным мастерством показаны те ужасные условия жизни, которые толкают на «дно» ее, в «яму». И тогда чело­век перестает быть человеком. Да разве ж это люди обитают в омерзительной ночлежке Костылева? Они утратили все чело­веческое, потеряли даже облик человека, превратились в жалких, никому не нужных «существователей».
Конечно, во многом они сами виноваты в том, что с ними случилось: у них не хватило твердости или умения бороться с судьбой, желания трудиться, преодолевать трудности. Но ви­новаты и социальные условия. Это была эпоха быстрого обо­гащения одних и обнищания других, эпоха, когда рушились остатки вековых устоев. В каждой загубленной судьбе мы ви­дим сплав общественных и личных проблем.
[sms]
Даже здесь, «на дне» жизни, действуют свои, неумоли­мые волчьи законы. Здесь свои «короли» и подвластные, эксплуататоры и эксплуатируемые, хозяева и работники. Законы общества преследуют человека от рождения до смерти, от царских чертогов до вонючей ночлежки. Только в последних все гораздо обнаженнее, а отношения более ди­кие. И в этом обвинение строю и обществу! Жизнь здесь для нормального человека хуже каторги. Она толкает людей на преступления, черствость, бесчестность. Ворует Васька Пе­пел, умирает в страшных муках Анна, идет на самое ужас­ное в жизни Настя, окончательно спивается Актер. Они уже не поднимутся.

А ведь это люди, которые знали когда-то и другую жизнь. И поэтому полна страстных мечтаний о будущем Наташа, ду­мает о светлых чувствах Настя, верит в свою мечту больной и опустившийся Актер. У них только и осталось в жизни, что вера. «У нас нет имени! Даже собаки имеют клички, а мы нет!» — с горьким чувством восклицает Актер. И в этом воз­гласе нестерпимая обида человека, выброшенного за борт жизни. Актер — один из обитателей ночлежки. Настоящее имя героя неизвестно; в одной из сцен он сокрушается, что «потерял имя». Сценический псевдоним Актера в про­шлом — Сверчков-Заволжский. Актер — пьяница, постоян­но вспоминающий актерское прошлое и цитирующий раз­личные литературные произведения.
 
Появившемуся в ночлежке Луке Актер пытается прочитать стихи, но не мо­жет их вспомнить и кается, что «пропил душу». Актер верит рассказу Луки о якобы существующей бесплатной лечебнице для алкоголиков. Он вспоминает и декламирует отрывок из стихотворения Беранже, имеющий прямое отношение к по­ставленной в пьесе проблеме «утешительной лжи». Актер пытается воздерживаться от пьянства, начинает работать и копить деньги на дорогу, чтобы вылечиться и начать жизнь заново. После исчезновения Луки Актер понимает, что ре­альных надежд на спасение нет, и кончает жизнь самоубий­ством — вешается.

Странник Лука, появляющийся в пьесе, сумел заронить и зажечь в сердце каждого искру надежды и мечты. Лука — пожилой странник, на некоторое время появляющийся в ночлежке. Лука напоминает члена религиозной секты. Имя персонажа ассоциируется с евангелистом; Лука говорит: «Христос-от всех жалел и нам так велел», — однако на пря­мой вопрос, есть ли Бог, отвечает: «Коли веришь — есть, не веришь — нет... Во что веришь, то и есть...» Лука ухаживает за умирающей Анной, жалеет ее, утешает тем, что на том све­те, в раю, не будет мучений и не стоит цепляться за «земную» жизнь. Актеру Лука говорит о якобы существующей бес­платной лечебнице для алкоголиков.
 
Лука верит в силу меч­ты: «Человек — все может... Лишь бы захотел...» — и пыта­ется заронить мечту в душу каждого человека. Вору Ваське Пеплу он советует уехать в Сибирь и начать жизнь заново. Когда жена хозяина ночлежки Василиса уговаривает Ваську «освободить ее от мужа», Лука, желая помочь Пеплу, прячет­ся на печке и подслушивает разговор, а затем мешает завя­заться драке Пепла с Костылевым. Проститутку Настю, над книжными фантазиями которой все смеются, Лука утешает: «Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь... значит — была она!» Подкрепляя примером свои слова о пользе жало­сти, Лука рассказывает, как некогда сам пожалел грабите­лей, чем спас их, ибо в противном случае они убили бы его и сами погибли бы на каторге.
 
Лука рассказывает также прит­чу о «праведной земле» — о бедном человеке, который верил в существование такой земли, но, разочарованный тем, что на карте у ученого таковой не оказалось, повесился. Когда Пепел зовет Наташу уйти вместе с ним, Лука советует ей по­чаще напоминать Пеплу, что тот «хороший человек». На сло- ва Костылева, что человеку нужна отнюдь не всякая правда, Лука отвечает перифразом евангельской притчи: «есть зем­ля, неудобная для посева... и есть урожайная земля... что ни посеешь — родит». Во время завязавшейся драки, когда Пе­пел убивает Костылева и едва не убивает Василису, Лука в суматохе исчезает. В последнем действии ночлежники вспо­минают о нем, высказывая различное отношение к «утешаю­щей» лжи.

После его ухода еще тяжелее стала жизнь ночлежников. Люди эти так изломаны, что им уж нечего ждать. И надежда, оброненная Лукой, лишь разбередила их раны. Поманил странник, а дороги не показал. Пьеса утверждает: так боль­ше жить невозможно!

Многие свои мысли вкладывает автор в уста Сатина. По­рой странно слышать такие высокие слова от каторжника и шулера. Мы понимаем, что в Сатине погибли недюжинная натура, сильный, ясный ум. Гордые слова о человеке стали крылатыми, они заставляют верить, что люди достойны луч­шей участи.

Пьеса «На дне» проникнута горячим и страстным призы­вом любить человека, сделать так, чтобы имя это действи­тельно звучало гордо. Пьеса имела огромный политический резонанс, звала к переустройству общества, выбрасывающе­го людей «на дно». Нет и не может быть счастья, пока чело­век несвободен, пока несправедливость господствует на каж­дом шагу. Человек достоин счастья и свободы потому уже,
что он Человек!
Сейчас, в эпоху, когда мы вновь заговорили о гуманизме и милосердии, когда призываем «милость к падшим», пьеса Горького обретает иное значение. Это не только историче­ский документ, не просто выдающееся творение человеческо­го ума, это и произведение, которое вновь и вновь будет обра­щать взоры людей к вечным проблемам добра, милосердия, социальной справедливости.

У них отняли все, у этих забытых людей, но не смогли от­нять веры в лучшее. Этим качеством с избытком обладал сам Горький, наделял он им и своих героев.[/sms]
28 ноя 2007, 17:03
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.