Последние новости
03 дек 2016, 15:27
Украинские силовики стягивают минометы, танки и реактивные системы залпового огня (РСЗО)...
Поиск



» » » » Сочинение: В чем причина драмы Катерины в пьесе А.Н. Островского «Гроза»?


Сочинение: В чем причина драмы Катерины в пьесе А.Н. Островского «Гроза»?

Сочинение: В чем причина драмы Катерины в пьесе А.Н. Островского «Гроза»? В 1856 году Островский совершил путешествие по Вол­ге — от истоков реки до Нижнего Новгорода. Полученные впечатления долгое время служили материалов для его твор­чества. Действие «Грозы» происходит в вымышленном глу­хом волжском городке Калинове: он будет еще дважды упо­минаться в других пьесах — в «Лесе» и «Горячем сердце». Эти впечатления отразились и в «Грозе», которая, наряду с «Бесприданницей», стала одной из самых ярких и совершен­ных пьес писателя, а Катерина признана одной из обаятель-нейших героинь всех произведений драматурга.

Как и в великих трагедиях Шекспира, социально-истори­ческий конфликт неразрывно связан в пьесе «Гроза» с конфликтом внутренним, нравственным, происходящим в са­мой личности. И одна коллизия не существует здесь без другой, они взаимообусловлены и будто дополняют друг дру­га. В центре русской трагедии — кризисное, катастрофиче­ское состояние мира и трагические борения в человеческой душе.

На первый взгляд развертываемая в пьесе история проста и мало чем примечательна: это история о том, как купече­ская жена, воспитанная в самых строгих правилах и поняти­ях «старинной» нравственности, полюбила приехавшего из Москвы молодого человека, «порядочно образованного», и изменила своему мужу. Будучи очень цельной натурой, Ка­терина не захотела или не смогла жить с грехом на совести, не стала скрывать свою вину и, публично покаявшись, совер­шила самоубийство: бросилась в Волгу с высокой кручи.
[sms]
Чтобы разобраться в произошедшем, необходимо за внешней канвой фабулы угадать смысл раскрывающегося сюжета. Внешние обстоятельства трагедии — это суровая свекровь, держащаяся всеми силами за свод старых правил поведения, которые давно утратили свой глубинный смысл и дух, превратившись в догму; безвольный и нелюбимый муж, пристрастившийся к вину и оказывающийся не в состоянии услышать свою жену, помочь ей, хотя вроде бы и тепло к ней относящийся. Сыграло свою роль и равнодушное, формаль­ное отношение калиновских обывателей к вере, глубоко ра­нящее душу Катерины, для которой вера в Бога — глубинная основа жизни, и эта вера отличается пылкостью и возвышен­ностью и составляет существо ее личности — и не сковывает ее, но дает истинную свободу.

Образ городка Калинова поражает своей двойственностью. С одной стороны — прекрасный, захватывающий пейзаж, ро­ждающий чувство полета. С другой — удушливая атмосфера. Населенный безнадежно отсталыми и ограниченными людь­ми, Калинов предстает как замкнутый купеческий мирок, «темное царство», где властвуют самодуры, где льются неви­димые миру слезы. «Ругатель» Дикой появляется на сцене в обычном своем качестве — ругает племянника. «Ему везде место. Боится, что ль, он кого!» — говорит о нем Кудряш.

Произвол Дикого безграничен, обитатели города пасуют и смиряются перед ним. Только Кудряш, похваляясь своей мо­лодецкой удалью и способностью «постращать», рискует го­ворить с Диким на его же языке. В Калинове есть еще более страшный самодур, способный, по словам служанки Глаши, «прекратить» даже Дикого. Это Кабаниха, известная всем прежде всего как «лютая свекровь». «Нищих оделяет, а до­машних заела совсем» — так отзывается о ней Кулигин.

Основные ценности жизни извращены здесь и переверну­ты: Калинов — своеобразный «мир наизнанку». Странница Феклуша лицемерит, когда сравнивает Калинов с «обетован­ной землей». Борис жалуется Кулигину на то, как ему труд­но здесь: «Я понимаю, что все это наше русское, родное, а все-таки не привыкну никак!» — «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!» — резюмирует Кулигин.

Главное в пьесе — последовательно раскрываемая внут­ренняя жизнь героини, конфликтом в которой оказывается полученное ею традиционное воспитание и традиционная картина мира, в которой человек закономерно подчинен сво­ду определенных правил, человек, взятый не в своем индиви­дуальном «я», но в своем роде, своей семье (надо отметить очень важный момент: это подчинение глубоко гармонично и естественно по своей природе, здесь нет насильственного эле­мента), и возникновение в ней чего-то нового, еще неясного ей самой. Сама Катерина говорит об этом так: «Что-то во мне такое необыкновенное. Точно я снова жить начинаю, или уж и не знаю».

Это непонятное есть пробуждение личности в ее индиви­дуальности и обособленности. И в соответствии с жизненным опытом героини этот процесс выделения из рода, семьи, об­ретения собственного «я» реализуется в форме любви к Бори­су — любви неожиданной (и для самой Катерины) и «неза­конной». Любовь и воля, пробудившееся индивидуальное «я» неразрывно сливаются в сознании героини, но стремле­ние к тому и другому, возникшее так внезапно в душе, воспринимается ею как нечто страшное, гибельное, противоре­чащее ее собственным нравственным представлениям, кото­рые не форма для нее, а основы личности и жизни. Непереносимые страдания Катерины вызваны не только и не столько разлукой с любимым (надо отметить, что сама лич­ность Бориса подробно в действии пьесы никак не раскрыва­ется и, по сравнению с Катериной, предстает довольно блед­ной), сколько осознанием греха, муками совести и — одно­временно со всем этим — отвращением к жизни в домашней неволе.

Большое влияние на исход драмы Катерины оказало то, что в самое трудное для нее время ни в ком из окружающих она не смогла найти опоры: муж, стремясь к обретению крат­ковременной свободы, уезжает, оставляя жену без поддерж­ки. Не помогает Катерине и Борис, явно уступая ей по мас­штабу и силе личности. Варвара и Кудряш, внешне придер­живающиеся свода старинных правил, на деле живут в «незаконной» воле, поскольку «законная» неволя сковывает и их. Но ценой такого обхода правил, достижения своих це­лей становится компромисс с собственной совестью, ставя­щий под сомнение нравственные качества обоих.

Именно такой компромисс оказывается принципиально невозможным для Катерины. Глубину разрывающего ее про­тиворечия и конфликта можно увидеть в том последнем шаге, который она предпринимает, в том выходе, который она выбирает из сложившейся ситуации: грех самоубийства в традиции православной веры — это единственный грех, ко­торый не прощается Богом, поскольку искупить его, принеся искреннее покаяние, невозможно. Но Катерина идет на это, обрекая себя с точки зрения той веры, в которой она воспита­на, на вечную погибель. Предсмертный монолог Катерины пронизан мотивами жизненного тепла и света, красоты при­родного мира. Она отторгается не от Божьего мира, а именно от «темного царства».

Катерине, по-прежнему воспринимающей мир прежде всего с позиции нравственных идеалов уходящей в прошлое эпохи, невозможно оказалось примирить любовь и совесть. Отсюда — неизбежность ее гибели. Это — единственный ос­тавшийся путь, который позволил сохранить собственную целостность и верность обоим составляющим сложившейся антиномии. Судьба Катерины обретает в пьесе глубокий сим­волический смысл. Гибнет не только героиня пьесы: гибнет, неотвратимо уходя в прошлое, патриархальная Россия, пат­риархальная нравственность, уклад жизни, разрушается традиционная картина мира, меняется в корне взгляд чело­века на себя. Драма Островского как бы запечатлела народ­ную Россию «на излете», на переломе, на пороге новой исто­рической эпохи.[/sms]
28 ноя 2007, 11:28
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.