Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » Сочинения » Русская литература 19 века » Сочинение: Образ Базарова (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»)

Сочинение: Образ Базарова (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»)

Сочинение: Образ Базарова (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»)Написанный в переломный момент исторического развития России роман «Отцы и дети» показал острые проблемы совре­менности, которые еще долго после появления этого произве­дения волновали российское общество. Роман И. С. Тургене­ва — отражение общественного конфликта 60-х годов XIX ве­ка, глубина которого показана на примере вечного конфликта отцов и детей. В романе мы видим типичного представителя разночинцев, для которых при всех их различиях в общест­венно-политических взглядах, был характерен глубокий демо­кратизм. Основной конфликт романа держится на противопоставлении и столкновении демократизма и аристократизма, от­цов и детей.

Базаров — демократ-разночинец. Эти люди трудом проби­вали себе дорогу в жизнь и не признавали сословного деления общества. Стремясь к знанию, они ценили человека не по знат­ности и богатству, а по его делам, пользе для окружающих лю­дей. «Мой дед землю пахал», — говорит Базаров о своем про­исхождении. При этом он умалчивает о предке со стороны ма­тери, показывая тем самым отсутствие всякого интереса к деду-дворянину.

Демократизм свойствен не только убеждениям Базарова, но и его внешности. Появление героя романа в дворянской сре­де в «балахоне» уже само по себе — вызов условностям, умыш­ленное пренебрежение ими. Мы обращаем внимание и на «об­наженную красную руку» Базарова — это рука человека, не чуждого физическому труду. Она слишком отличается от холеной руки дворянина, чтобы ее можно было не заметить. В целом во внешности Базарова Тургенев подчеркивает его ин­теллектуальное начало: ум и самоуважение.
[sms]
Мы видим, что жизнь праздного аристократического обще­ства проходит в безделье, чего нельзя сказать о Базарове. Не­прерывный труд является содержанием его жизни. Тургенев раскрывает характер его работы: «Базаров привез с собой мик­роскоп и по целым часам с ним возился», он проводит «физиче­ские и химические опыты», то есть продолжает в Марьине свои естественнонаучные занятия.

Каково же отношение к Базарову основных героев рома­на? Николай Петрович — добрый и мягкий человек, поэтому он относится к Базарову несколько отчужденно, с непонима­нием и даже боязнью: «Николай Петрович побаивался моло­дого «нигилиста» и сомневался в пользе его влияния на Арка­дия». Чувства Павла Петровича сильнее и определеннее: «...Павел Петрович всеми силами души своей возненавидел Базарова: он считал его гордецом, нахалом, циником, плебе­ем». Окончательно утвердился в своей неприязни к Базарову и «по-своему... аристократ не хуже Павла Петровича» старик Прокофьич. Он называл его живодером и прощелыгой и уве­рял, что он «с своими бакенбардами — настоящая свинья в кусте».

Зато простые люди всей душой тянутся к Базарову. Застен­чивая и робкая Фенечка «до того с ним освоилась, что однажды ночью велела разбудить его», когда заболел ее сын. А «дворо­вые мальчишки бегали за «дохтуром», как собачонки». Симпатизируют ему и горничная Дуняша, и Петр — они чувствовали, что он «все-таки свой брат, не барин».

Столкновение Базарова и Павла Петровича как представи­телей не только разных поколений, но и людей разных убеж­дений, было неизбежным. Павел Петрович «ждал только предлога, чтобы накинуться на врага». Базаров же считал бесполезным тратить порох на словесные битвы, но уклонить­ся от схватки не мог. Страшные слова о том, что он все отри­цает, Базаров говорит с «невыразимым спокойствием». Ду­шевная сила, уверенность в своей правоте, глубокая убеж­денность звучат в самом голосе его, в кратких, отрывочных репликах.

Образ Евгения Базарова более полно раскрывается именно в сравнении с Павлом Петровичем. В словах последнего чув­ствуется аристократизм. Он постоянно употребляет выраже­ния, подчеркивающие благовоспитанность истинного аристо­крата («чувствительно вам обязан», «честь имею кланять­ся»...). Обилие в речи этого героя иностранных выражений раздражает Базарова: «Аристократизм, либерализм, про­гресс, принципы... подумаешь, сколько иностранных и беспо­лезных слов! Русскому человеку они даром не нужны». Речь же самого Базарова отличают остроумие, находчивость, вели­колепное знание народного языка и умение владеть им. В ре­чи Базарова проявляется свойственный ему склад ума — трезвый, здравый и ясный.

В частых спорах «господина нигилиста» Базарова и «фео­дала» Кирсанова затронуты почти все основные вопросы, по которым расходились во взглядах демократы-разночинцы и либералы: о путях дальнейшего развития страны, о матери­ализме и идеализме, о знании науки, понимании искусства и об отношении к народу. Мы видим, что все принципы Павла Петровича сводятся в сущности к тому, чтобы защитить ста­рый порядок, а взгляды Базарова — к обличению этого по­рядка.

Когда спор зашел о народе, они будто бы сошлись во взгля­дах. Базаров согласен с Павлом Петровичем, что народ «свято чтит преданья, он патриархальный, он не может жить без ве­ры». Но если Кирсанов убежден в ценности этих качеств, то Базаров готов всю жизнь посвятить тому, чтобы это было не так. Главный герой романа, казалось бы, пренебрежительно го­ворит о русских мужиках. Но он выступает не против них са­мих, а против умиления перед их отсталостью, суеверием, не­вежеством.

Порой позиция Базарова, «который ко всему относится с критической точки зрения», отличается крайностью. Это можно сказать о его эстетических взглядах. Так, Базаров на­смешливо относится к Пушкину, отрицает живопись, поэзию. Он не замечает красоты окружающей природы, хотя по-своему любит ее, считая, что в ней — огромные ресурсы, которые мож­но использовать на благо человека («природа — не храм, а мас­терская»).

Когда пишешь о Евгении Базарове, нельзя не сказать глав­ного — того, что этот человек крайне одинок. В Марьине Ба­заров — гость, резко отличающийся от хозяев-помещиков. В деревне же своего отца Базаров в глазах крепостных — ба­рин. На деле он далек и от помещиков, и от простых людей. Он одинок.

Он одинок еще и потому, что в романе мы не видим ни одно­го единомышленника Базарова. Есть только его мнимые учени­ки. Это прежде всего «маленький либеральный барин» Арка­дий. Однако его увлечение Базаровым — не более чем дань мо­лодости. При этом он все-таки лучший из изображенных в романе учеников Базарова. Другие его «последователи» изоб­ражены сатирически. Ситников и Кукшина видят в нигилизме отрицание всех старых нравственных норм и с восторгом сле­дуют этой «моде». Базаров одинок не только в дружбе, но и в любви. В своем горьком чувстве к Одинцовой он раскры­вается как глубокая сильная натура.

Сам Тургенев признавал, что этот герой «все-таки стоит еще в преддверии будущего». Автор «Отцов и детей» призна­ется: «Я хотел сделать из него лицо трагическое... Мне мечта­лась фигура сумрачная, дикая, большая, наполовину вырос­шая из почвы, сильная, злобная, честная, — и все-таки обре­ченная на погибель». Мне кажется, что Тургеневу удалось создать именно такой образ. И он занял свое достойное место в ряду литературных героев XIX века. Д. И. Писарев дал та­кую оценку главному герою «Отцов и детей»: «...у Печориных есть воля без знания, у Рудиных — знание без воли; у База­ровых есть и знание и воля, мысль и дело сливаются в одно твердое целое».[/sms]
22 ноя 2007, 09:43
Читайте также

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.