Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » Сочинения » Русская литература 19 века » Сочинение: Столкновение «века нынешнего» и «века минувшего»

Сочинение: Столкновение «века нынешнего» и «века минувшего»

Сочинение: Столкновение «века нынешнего» и «века минувшего»Нельзя не согласиться с И. А. Гончаровым, что фигура Чац­кого, главного героя комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», оп­ределяет ее основной конфликт — конфликт двух эпох. И воз­ник этот конфликт с появлением в обществе людей с новыми взглядами, убеждениями, целями. Такие люди не лгут, не приспосабливаются, не зависят от общественного мнения. Поэтому в атмосфере низкопоклонства и чинопочитания столкновение таких людей с обществом неизбежно. Проблема взаимопонима­ния «века нынешнего» и «века минувшего» была актуальна во времена Грибоедова, актуальна она и в наши дни.

Итак, в центре комедии — конфликт между «одним здраво­мыслящим человеком» (по оценке Гончарова) и «консерватив­ным большинством». Комедия Грибоедова рассказывает о горе человека, и горе это исходит от его ума, ибо умных людей реак­ционеры считали вольнодумцами. Именно на этом основано внутреннее развитие конфликта Чацкого и окружающей его фамусовской среды, конфликта между «веком нынешним» и «веком минувшим».

«Век минувший» в комедии представлен рядом ярких типов. Это и Фамусов, и Скалозуб, и Репетилов, и Молчалин, и Лиза, и София. Одним словом — их множество. Прежде всего выде­ляется фигура Фамусова, старого московского дворянина, за­служившего общее признание в столичных кругах. Он привет­лив, учтив, остроумен, весел, в общем — радушный хозяин. Но это лишь внешняя сторона.
[sms]
Автор раскрывает образ Фамусова всесторонне. Это убеж­денный крепостник, яростный противник просвещения. «Забрать все книги бы да сжечь!» — восклицает он. Чацкий же — пред­ставитель «века нынешнего» — мечтает «в науку вперить ум, алчущий познаний». Его возмущают порядки, заведенные в фа-мусовском обществе. Если Фамусов мечтает повыгоднее выдать замуж свою дочь Софию, прямо говоря ей, «кто беден, тот тебе не пара», то Чацкий жаждет «возвышенной любви, перед которой мир целый... — прах и суета». Стремление Чацкого — слу­жить отечеству, «делу, а не лицам». Он презирает Молчалина, привыкшего угождать «всем людям без изъятья»:

Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платья,
Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была!

Чацкий с горечью говорит о таких людях: «Молчалины бла­женствуют на свете!» Именно Молчалин лучше всех устраива­ет свою жизнь. По-своему он даже талантлив. Ему удалось за­служить расположение Фамусова, любовь Софии, получить три награды. Двумя качествами своего характера он дорожит боль­ше всего: умеренностью и аккуратностью.

Во взаимоотношениях Чацкого и фамусовского общества раскрываются и высмеиваются взгляды «века минувшего» на карьеру, на службу, на то, что больше всего ценится в людях. К себе на службу Фамусов берет только родных и близких. Он уважает лесть и низкопоклонство. Он хочет убедить Чацкого служить, «на старших глядя», «подставить стул, поднять пла­ток». На что Чацкий возражает: «Служить бы рад, прислужи­ваться тошно». Для Чацкого служба — дело серьезное. И если Фамусов относится к ней формально, бюрократически («подпи­сано, так с плеч долой»), то Чацкий говорит: «Когда в делах — я от веселий прячусь, когда дурачиться — дурачусь», «смеши­вать два этих ремесла есть тьма искусников, я не из их числа». Дела Фамусова беспокоят только с одной стороны: «чтоб мно­жество не накоплялось их».

Другим представителем «века минувшего» является Скало­зуб. Именно о таком зяте мечтает Фамусов. Ведь Скалозуб — «и золотой мешок, и метит в генералы». В этом персонаже вопло­щены типичные черты реакционера аракчеевского времени. «Хрипун, удавленник, фагот. Созвездие маневров и мазурки», он такой же враг просвещения и науки, как и Фамусов. «Ученостью меня не обморочишь», — говорит Скалозуб.

Совершенно очевидно, что сама атмосфера фамусовского об­щества заставляет представителей молодого поколения прояв­лять свои не самые лучшие качества. Так София использует свой острый ум для откровенной лжи, распространяя слух о су­масшествии Чацкого. Дочь Фамусова вполне соответствует мо­рали «отцов». И хотя София умная девушка, с сильным, неза­висимым характером, горячим сердцем, мечтательной душой, все равно ложное воспитание привило ей много негативных качеств, сделало ее представительницей общепринятых в этом кругу взглядов. Она не понимает Чацкого, она не доросла до не­го, до его острого ума, до его логичной беспощадной критики.
 
Не понимает она и Молчалина, который «любит ее по должнос­ти». В том, что София стала типичной барышней фамусовского общества, она не виновата. Виновато общество, в котором эта героиня родилась, «она загублена, в духоте, куда не проникал ни один луч света, ни одна струя свежего воздуха». Так писал И. Гончаров в статье «Мильон терзаний».

Интересен еще один персонаж комедии — Репетилов. Со­вершенно беспринципный человек, «пустомеля», но он единст­венный считал Чацкого «высоким умом» и, не веря в его сумас­шествие, назвал свору фамусовских гостей «химерами» и «ди­чью». Таким образом, он хоть на одну ступеньку оказался выше остальных представителей фамусовского общества.

«Так! Отрезвился я сполна!» — восклицает Чацкий в конце комедии. Что же это: поражение или прозрение? Да, конец у этого произведения далеко не веселый. Прав Гончаров, ска­завший о финале так: «Чацкий сломлен количеством старой си­лы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством си­лы свежей». И можно согласиться с Гончаровым, считающим, что роль всех Чацких — «страдательная», но в то же время всегда «победительная».

Чацкий противостоит обществу невежд и крепостников. Он борется против знатных негодяев и подхалимов, мошенников, плутов и доносчиков. В своем знаменитом монологе «А судьи кто?» герой сорвал маску с подлого и пошлого фамусовского мира, в котором русские люди стали предметом купли и про­дажи, где помещики меняли крепостных, спасавших их «и честь, и жизнь... не раз», на «борзые три собаки». Чацкий защищает настоящего человека, гуманность и честность, ум и культуру.
 
Он защищает русский народ, свою Россию от гру­бого, косного и отсталого. Чацкий хочет видеть Россию гра­мотной, культурной. Он защищает это в спорах, разговорах со всеми действующими лицами комедии «Горе от ума», направ­ляя на это свой ум, зло, вспыльчивость и решительность. По­этому окружение мстит Чацкому за правду, которая глаза ко­лет, за попытку нарушить привычный уклад жизни. «Век ми­нувший», т. е. фамусовское общество, боится таких людей, как Чацкий, потому что они посягают на тот строй жизни, кото­рый является основой благополучия этой среды. Прошедший век, которым так восхищается Фамусов, Чацкий называет ве­ком «покорности и страха».

Сильно фамусовское общество, тверды его принципы, но единомышленники есть и у Чацкого. Это упоминаемые лица: двоюродный брат Скалозуба («Чин следовал ему — он службу вдруг оставил...»), племянник княжны Тугоуховской. Сам Чац­кий постоянно говорит «мы», «один из нас», выступая, таким образом, не только от своего лица. Так А. С. Грибоедов хотел намекнуть читателю, что время «века минувшего» проходит, а ему на смену идет «век нынешний», сильный, умный, образо­ванный.

Грибоедов, вслед за Радищевым, раскрывает типичные черты диких барских нравов, говорит о бесправии крепостного челове­ка. Так, например, служанку Лизу страшит и любовь стареюще­го барина — волокиты Фамусова, и барская расправа. Она гово­рит: «Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь». Сочувствие закрепощенным народным массам — осно­ва грибоедовского изображения жизни: народ, о котором говорит Чацкий, составляет фон комедии. Сущность грибоедовского за­мысла раскрывается в противопоставлении порочному и парази­тическому дворянско-крепостническому обществу умного, гу­манного русского народа.

Новаторство Грибоедова в том, что он не только великолепно знал действительность, но и в том, что он своеобразно исполь­зовал новый реалистический метод. Все герои даны в движе­нии, в развитии, в борьбе нового со старым. В образах и карти­нах комедии с исторической достоверностью была воспроизве­дена русская жизнь современной автору эпохи.

Великий Фонвизин был мастером пера, но его герои остава­лись статичными на протяжении всего действия. Грибоедов, на­против, стремится раскрыть внутреннее развитие своих героев (Чацкий, София). Пушкин в «Евгении Онегине» достиг еще больших результатов. Грибоедов раскрывает характер своих героев в тесной связи с той общественной средой, которая их воспитала, и в этом сила его реализма. Молчалин стал Молча-Линым именно под влиянием окружающей его среды, от кото­рой он зависит. Поэтому, повторимся, Чацкий с горечью вос­клицает: «Молчалины блаженствуют на свете!».

Основной чертой реализма является изображение типичес­ких характеров в типических обстоятельствах. Этому основно­му требованию реализма вполне отвечает «Горе от ума». Типи­зируя образ, Грибоедов каждому персонажу комедии придает индивидуальные черты. Именно поэтому комедия до сих пор современна. Грибоедов блестяще запечатлел не только жизнь и нравы, но и характеры, которые есть во все времена. В армии можно встретить грубого солдафона (грибоедовского Скалозу­ба), в любом управлении — «всесильного дядюшку» (Фамусо­ва), покровителя родственников, который держит всех служа­щих в узде.

Основной конфликт комедии между лагерем крепостников и молодыми вольнолюбцами, из среды которых вышли декаб­ристы, поразил современников своей жизненной правдивостью и исторической верностью. Новаторство Грибоедова-художни­ка, выразившееся в естественности, простоте и ясности драма­тургической композиции, блестяще охарактеризовал Пушкин. Он считал Грибоедова «комическим гением».

Комедия «Горе от ума» имела огромный успех. Она разо­шлась в тысячах рукописных экземпляров еще до того, как была напечатана. Передовые люди того времени горячо при­ветствовали появление этого произведения, а представители реакционного дворянства были возмущены появлением коме­дии. В этом выразилось столкновение «века минувшего» и «ве­ка нынешнего».

Русский народ помнит и ценит, как горячо верил Грибоедов в Россию. И совершенно справедливые слова написаны на па­мятнике А. С. Грибоедова: «Ум и дела твои бессмертны в памя­ти русской».[/sms]
19 ноя 2007, 16:05
Читайте также

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.