Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » Сочинения » 9 класс » Сочинение: Столкновение «века нынешнего» и «века минувшего» (комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума»)

Сочинение: Столкновение «века нынешнего» и «века минувшего» (комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума»)

Сочинение: Столкновение «века нынешнего» и «века минувшего» (комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума»)Нельзя не согласиться с Гончаровым, что фигура Чацкого оп­ределяет конфликт комедии — конфликт двух эпох. Он возникает потому, что в обществе начинают появляться люди с новыми взгля­дами, убеждениями, целями. Такие люди не лгут, не приспосабли­ваются, не зависят от общественного мнения. Поэтому в атмосфе­ре низкопоклонства и чинопочитания появление таких людей де­лает их столкновение с обществом неизбежным. Проблема взаи­мопонимания «века нынешнего» и «века минувшего» была акту­альна для времени создания Грибоедовым комедии «Горе от ума», актуальна она и в наши дни.

Итак, в центре комедии — конфликт между «одним здраво­мыслящим человеком» (по оценке Гончарова) и «консерватив­ным большинством». Комедия Грибоедова рассказывает о горе человека, и горе это исходит от его ума. Ибо умных людей реак­ционеры считали вольнодумцами. Именно на этом основано внутреннее развитие конфликта Чацкого и окружающей его фамусовской среды, конфликта между «веком нынешним» и «веком минувшим».
[sms]
«Век минувший» в комедии представлен рядом ярких типов. Это и Фамусов, и Скалозуб, и Репетилов, и Молчалин, и Лиза, и Софья. Одним словом, их множество.

Прежде всего, выделяется фигура Фамусова, старого московс­кого дворянина, заслужившего общее расположение в столичных кругах. Он приветлив, учтив, остроумен, весел, радушный хозяин. Но это лишь внешняя сторона. Автор раскрывает образ Фамусова всесторонне. Это убежденный крепостник, яростный противник просвещения. «Забрать все книги бы да сжечь!» — восклицает он.

Чацкий же, представитель «века нынешнего», мечтает «в науку вперить ум, алчущий познаний». Его возмущают порядки, заве­денные в фамусовском обществе. Если Фамусов мечтает повыгод­нее выдать замуж свою дочь Софью (прямо говоря ей: «Кто беден, тот тебе не пара»), то Чацкий жаждет «возвышенной любйи, перед которой мир целый... — прах и суета». Стремление Чацкого — это служба отечеству, «делу, а не лицам». Он презирает Молчалина, привыкшего угождать «всем людям без изъятья: хозяину, где дове­дется жить, начальнику, с кем буду я служить, слуге его, который чистит платье, швейцару, дворнику, для избежанья зла, собаке двор­ника, чтоб ласкова была!» Все в Молчалине: поведение, слова — подчеркивает малодушие делающего карьеру безнравственного человека. Чацкий с горечью говорит о таких людях: «Молчалины блаженствуют на свете!»

Именно Молчалин лучше всех устраивает свою жизнь. По-своему он даже талантлив. Он заслужил расположение Фамусова, любовь Софьи, получил три награды. Двумя качествами своего характера он дорожит больше всего: умеренностью и аккурат­ностью.

Во взаимоотношениях Чацкого и фамусовского общества рас­крываются и высмеиваются взгляды «века минувшего» на карьеру, на службу, на то, что больше всего ценится в людях. К себе на служ­бу Фамусов берет только родных и близких. Он уважает лесть и низкопоклонство. Он хочет убедить Чацкого служить, «на старших глядя», «подставить стул, поднять платок». На что Чацкий возра­жает: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Чацкий очень серьезно относится к службе. И если Фамусов относится к ней формально, бюрократически («подписано, так с плеч долой»), то Чацкий говорит: «Когда в делах — я от веселий прячусь, когда ду­рачиться — дурачусь, а смешивать два этих ремесла есть тьма ис­кусников, я не из их числа». О делах Фамусов беспокоится только с одной стороны, боясь смертельно, «чтоб множество не накопля­лось их».
Другим представителем «века минувшего» является Скалозуб. Именно такого зятя мечтал иметь Фамусов. Ведь Скалозуб — «и золотой мешок, и метит в генералы». Этот персонаж заключает в себе типичные черты реакционера аракчеевского времени. «Хри­пун, удавленник, фагот. Созвездие маневров и мазурки», он та­кой же враг просвещения и науки, как и Фамусов. «Ученостью меня не обморочишь», — говорит Скалозуб.

Совершенно очевидно, что сама атмосфера фамусовского об­щества заставляет представителей молодого поколения проявлять свои негативные качества. Так Софья использует свой острый ум для откровенной лжи, распространяя слух о сумасшествии Чац­кого. Софья вполне соответствует морали «отцов». И хотя она умная девушка, с сильным, независимым характером, горячим сердцем, мечтательной душой, все равно ложное воспитание привило Софье много негативных качеств, сделало ее представи­тельницей общепринятых в этом кругу взглядов. Она не понима­ет Чацкого, она не доросла до него, до его острого ума, до его логичной беспощадной критики. Не понимает она и Молчалина, который «любит ее по должности». В том, что Софья стала ти­пичной барышней фамусовского общества, она не виновата. Виновато общество, в котором она родилась и жила, «она загуб­лена, в духоте, куда не проникал ни один луч света, ни одна струя свежего воздуха» (Гончаров, «Мильон терзаний»).

Очень интересен еще один персонаж комедии. Это Репетилов. Он совершенно беспринципный человек, «пустомеля», но он един­ственный считал Чацкого «высоким умом» и, не веря в его сумас-"шествие, назвал свору фамусовских гостей «химерами» и «дичью». Таким образом, он хоть на одну ступеньку оказался выше их всех.
«Так! Отрезвился я сполна!» — восклицает Чацкий в конце ко­медии. Что же это — поражение или прозрение? Гончаров считает: «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою оче­редь смертельный удар качеством силы свежей». И я полностью согласна с Гончаровым, считающим, что роль всех Чацких—«стра­дательная», но вто же время, всегда «победительная». Чацкий про­тивостоит обществу невежд и крепостников. Он борется против знатных негодяев и подхалимов, мошенников, плутов и доносчи­ков. В своем знаменитом монологе «Асудьи кто?..» он сорвал мас­ку с подлого и пошлого фамусовского мира, в котором народ пре­вратился в предмет купли и продажи, где помещики меняли лю­дей-крепостных, спасавших «и честь, и жизнь... не раз» на «бор­зые три собаки».

Чацкий защищает настоящего человека, гуманность и чест­ность, ум и культуру. Он защищает русский народ, свою Россию от плохого, косного и отсталого. Чацкий хочет видеть Россию грамотной, культурной. Он защищает это в спорах, разговорах со все­ми действующими лицами комедии, направляя на это весь свой ум, остроумие, зло, вспыльчивость и решительность. Поэтому ок­ружение мстит Чацкому за правду, которая глаза колет, за попытку нарушить привычный уклад жизни.

«Век минувший», то есть фамусовское общество, боится таких людей, как Чацкий, потому что они посягают на тот строй жизни, который является основой благополучия этого общества. Прошед­ший век, которым так восхищается Фамусов, Чацкий называет веком «покорности и страха». Сильно фамусовское общество, твер­ды его принципы, но едивомышленники есть и у Чацкого. Это упоминаемые лица: двоюродный брат Скалозуба («Чин следовал ему — он службу вдруг оставил...»), племянник княжны Тугоуховской. Сам Чацкий постоянно говорит «мы», «один из нас», высту­пая таким образом не только от своего имени. Так А. С. Грибоедов хотел намекнуть читателю, что время «века минувшего» проходит, а ему на смену приходит «век нынешний», сильный, умный, обра­зованный.

Комедия «Горе от ума» имела огромный успех. Она разошлась в тысячах рукописных экземпляров еще до того, как была напеча­тана. Передовые люди того времени горячо приветствовали появ­ление этого произведения, а представители реакционного дворян­ства были возмущены. Что же это — столкновение «века минув­шего» и «века нынешнего»? Конечно, да. Нам ценна горячая вера Грибоедова в Россию, в свою Родину, и совершенно справедливые слова написаны на надгробном Памятнике А. С. Грибоедова: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской».[/sms]
06 ноя 2007, 16:38
Читайте также

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.