Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » История » Народы Ямала » Первый этап советизации Ямала

Первый этап советизации Ямала

Первый этап советизации ЯмалаИсторики долгое время освещали деятельность советской власти на Севере в лучезарном свете, под знаком торжества ленинской национальной политики Коммунистической партии. Теперь наметилась иная крайность — изобличать советы в колониальных методах угнетения, ограбления, подавления аборигенов тайги и тундры. Автор настоящей статьи, не претендуя на роль третейского судьи, попытался непредвзято рассмотреть и оценить противоречивый опыт советизации Ямальского края в двадцатые-тридцатые годы.
 
Идеологи и проводники советизации, соблюдая определенную преемственность, учитывали по необходимости традиции административного устройства и общественного самоуправления коренного населения, накопленные к началу текущего столетия. Западносибирские угры и самодийцы, в отличие от родственных народов в иных регионах Севера, объединялись в территориальные административные единицы - инородческие волости, образованные в местах их компактного проживания, равнозначные соседским крестьянским волостям. По данным официальной статистики, к началу 1912 года в Березовском и Сургутском уездах Тобольской губернии насчитывалось двенадцать инородческих волостей, где проживали преимущественно, остяки (ханты), самоеды (ненцы), вогулы (манси), коми-зыряне. Самой крупной по территории являлась Обдорская инородческая волость, которая объединяла тридцать три селения с количеством 3468 жителей. Кроме них к волости были приписаны кочевые ханты и ненцы Приуральской, Тазовской и Ямальской тундр.
 
Волости возглавляли выборные инородные управы, которые соответствовали русским волостным правлениям. Старшины инородческих управ и волостные старосты избирались на мирных сходах из числа доверенных лиц уездных и губернских властей. Предпочтение отдавали умным и знатным людям, соблюдающим трезвость, умеющим считать, читать и писать на русском языке. В Обдорской управе верховодили по наследству представители влиятельной княжеской династии Тайшиных. Последним по времени старшиной был князь Василий Тайшин.
 
Важнейшей обязанностью туземной администрации являлась организация сборов налогов и отправление повинностей. На ежегодно проводимых съездах оленеводов и промысловиков, приуроченных к Обдорской ярмарке, обсуждались условия и порядок взимания ясака и выполнение обязательных повинностей. Из окладных обложений инородцы платили кабинетский ясак, губернский и земский сбор. Инородцы несли такие же материальные и трудовые повинности, что и русские крестьяне, за исключением воинской и дорожной.
 
Позитивный опыт управления Севером, накопленный с конца XVII в. и до начала XX в., нашел применение в ходе советизации.
 
Октябрьская революция 1917 г. в России прервала естественно исторический процесс эволюционного развития народов Севера, предопределила их назначение, место и роль в системе многонационального советского государства. Советы, по мысли их создателей, представляли высший тип классовой, пролетарской демократии - власть, открытую, понятую, доступную и приемлемую для всех трудящихся, обеспечивающую их добровольное, заинтересованное участие в делах управления обществом и государством.
 
Советизация столь обширного, отдаленного, труднодоступного региона, каким был север, сопровождалась огромными дополнительными трудностями и не сводилась к революционному одномоментному действию. Этот глубинный, многосложный, управляемый, целенаправленный процесс означал поэтапный переход от системы туземной администрации к национально-территориальной автономии советского типа; обеспечение конституционных прав и свобод граждан коренных национальностей; формирование их правосознания и политической культуры.
 
«Декларация прав народов России», принятая третьим съездом Советов 15 (2) ноября 1917 г., провозгласила в числе важнейших приоритетов национальной политики государства «свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп, населяющих территорию России». Практическая реализация декларированных прав и свобод стала возможной после окончания гражданской войны и потребовала неординарных решений. Образованный в 1922 г. Полярный подотдел отдела национальных меньшинств Наркомата национальностей РСФСР стимулировал поиски оптимальных вариантов управления народами Севера.
 
Известные этнографы В.К. Арсеньев и В.Г. Богораз-Тан предлагали выделить места проживания аборигенов в закрытые, оберегаемые государством районы по образцу резерваций, открытых для индейских племен Канады и США. Эта живучая идея находит сторонников по сей день. С.В. Карцелли высказался за создание особого правительственного органа по делам Севера, а Д.Е. Лаппо поддерживал идею образования кочевых советов и созыва съездов Советов туземных родов и племен.
 
Были предприняты попытки немедленного провозглашения автономии народов Севера. Летом 1922 г. в Самарово Тюменской губернии состоялась первая конференция «племен Полярного Севера», созванная по инициативе Наркомнаца РСФСР. Ее делегаты, руководствуясь правом на самоопределение народов, высказались за создание особой Полярной федерации на севере Западной Сибири.
 
В губернской печати прозвучала мысль о желательности Полярной республики ханты, манси и ненцев. Обсуждался также проект создания Мангазейско-Туруханской автономии на территории между Полярным Уралом и Енисеем. Подобные благие инициативы не получили официальной поддержки поскольку противоречили реальным возможностям политического самоопределения автохтонных национальностей.
 
В 1923 г. в ходе реформирования административно-хозяйственного деления страны была упразднена Тюменская губерния; на ее территории образованы административные округа Уральской области, в их числе - Тобольский. В него вошли новые административные районы Севера: Александровский (в 1924 г. передан в состав Томского округа), Березовский, Кон-динский, Обдорский, Самаровский и Сургутский, включенные в Тобольский округ. Прежние волости, в их числе инородческие, были преобразованы в сельские советы. На окружном и районных съездах Советов, сельских сходах граждан были избраны соответствующие исполнительные комитеты трех уровней. Депутатами Советов стали 154 ханты, 7 ненцев, 8 манси - всего 169 человек. Их участие в работе депутатских комиссий способствовало обретению деловых качеств, необходимых для защиты интересов своих избирателей. У кочевого населения продолжал действовать институт родовых начальников.
17 фев 2008, 15:39
Читайте также

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.