Последние новости
19 сен 2017, 22:21
 Мощные толчки землетрясения на юге Мексики ощущались в столице страны — Мехико, передает...
Поиск

19 сен 2017, 19:31
 Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 19 сентября 2017 года...
14 сен 2017, 19:36
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 14 сентября 2017 года...
06 сен 2017, 08:57
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 5 сентября 2017 года...
29 авг 2017, 09:52
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 29 августа 2017 года...
» » » » Сочинение: Женские образы в прозе И.С. Тургенева (по роману «Отцы и дети»)

Сочинение: Женские образы в прозе И.С. Тургенева (по роману «Отцы и дети»)

Сочинение: Женские образы в прозе И.С. Тургенева (по роману «Отцы и дети»)В названии романа Ивана Сергеевича Тургенева четко обозначена основная проблематика произведения — это кон­фликт «отцов» и «детей», конфликт извечный и неразреши­мый. Однако, помимо мужчин, вечно спорящих о том, что же есть истина, в романе есть женские образы, являющиеся но­сителями гармоничного, непреходящего начала в жизни.

Можно выделить два основных характерных типа, на ко­торые можно разделить все женские персонажи: к первому относятся Анна Сергеевна Одинцова.и загадочная княгиня Р., возлюбленная Павла Петровича; ко второму типу принад­лежат Катя Одинцова, а также мать самого Базарова. Пер­вые — тип роковых женщин, меняющих судьбу мужчин, часто разрушающих ее, возбуждающих в герое страсть, но при этом не менее, а более любимых, желанных. С их появле­нием в жизни героя часто связано пробуждение в нем каких-либо новых чувств и черт, изменение самосознания. Эти жен­щины способны подчинять и порабощать, но в подчинении им герои обретают смысл жизни, в безответной любви к этим женщинам герои проводят оставшиеся до смерти годы. Так произошло с Павлом Петровичем Кирсановым, так произош­ло и с самим Базаровым.

В начале романа, когда Евгений узнает романтическую историю несчастной любви Павла Петровича к загадочной княгине Р., которую тот поэтически сравнивал со сфинксом, столь непредсказуемой и непостижимой она казалась, то от­вергая, то вновь приближая к себе молодого Кирсанова, — все это вызывало лишь высокомерную усмешку Базарова. Он и представить не мог, что тоже окажется заложником этого «бесполезного» чувства любви, этого глупого «романтизма», столь им презираемого.
[sms]
Анна Сергеевна Одинцова, безусловно, сыграла огромную роль в жизни Базарова. Вместе с ее появлением Евгений по­терял прежнюю уверенность, но и обрел нечто новое, а имен­но: человечность, способность любить и сострадать, способ­ность понимать и прощать недостатки окружающих. Однако Одинцова, будучи во многом достойна любви Базарова, то есть гордой и свободной, не менее умной, цельной, чем он, не способна на глубокие чувства, на сильную страсть. Анна Сер­геевна холодна, ее эгоизм и любовь к комфорту перевешива­ют все иные проявления чувств. Став для Базарова смыслом жизни, она сама ничего не обрела в этой любви, напротив, столь сильное проявление эмоций испугало ее. В страсти Ба­зарова Одинцова увидела лишь угрозу для себя и своего по­коя. И это не было какой-то излишней самовлюбленностью, просто Анна Сергеевна не способна на бурное чувство, в ней слишком силен инстинкт самосохранения.

Ее младшая сестра, Катя, принадлежащая ко второму, условно, типу женщин, о чем говорилось выше, называет Ба­зарова «хищником». Несомненно, к «хищникам» можно от­нести и Анну Сергеевну, однако, чувствуя в Евгении большую силу, она отступает лишь из-за инстинкта самосохранения, вовсе не подозревая, что такое отступление будет расценено как проигрыш. А для Базарова ее холодность, а главное — невозможность что-либо изменить стали своеобразным ду­ховным кризисом, крахом всего выстроенного прежде.
 
Соз­нание собственной слабости пошатнуло мировоззренческую опору героя. Прежнее деление на «богов» и «олухов», преж­нее признание в качестве авторитета лишь права «силы» не смогли ужиться в нем вместе с этим новым ощущением соб­ственной слабости. Пережив и почувствовав многое, Базаров смог простить слабость другим, но только не себе, которому больше не быть среди «богов», но и среди «олухов» быть нет возможности. Любовь к Одинцовой вырвала героя из его соб­ственного мира, где все строилось по им же выстраданной схеме. Но Анна Сергеевна не дала ему возможности вступить в другой мир, мир «отцов», где с легкостью жили Аркадий и Катя.

История их взаимоотношений развивается параллельно истории Базарова и Одинцовой. Однако насколько трагичен финал последней, настолько жизнеутверждающе звучит фи­нал отношений Кати и Аркадия. Образ Кати словно бы при­зван олицетворять противоположность «хищнической» на­туры старшей сестры. «Мы с вами ручные», — говорит она Аркадию, и тот соглашается. «Ручные» — значит теплые, а не горячие; значит, тихое семейное счастье, а не бешеная все­поглощающая страсть; значит, долгая жизнь со своими ма­ленькими радостями, а не мгновенная вспышка, подобно Базарову.

С образом Кати во многом созвучен образ матери Евгения. Описывая свою героиню, автор сожалеет, что таких женщин больше не осталось. И действительно, ее любовь к сыну не знает предела. Смысл всей ее жизни заключен в сыне, в забо­те о нем, в беззаветной самоотдаче, на которую немногие спо­собны. Именно этого и не хватило Анне Сергеевне, чтобы по­любить Базарова. Любить — значит отдавать, отдавать себя целиком, отдавать, чтобы потерять и обрести, причем обрести много больше. Вот Евгений Базаров и отдавал свою уверен­ность, свои убеждения, свое отрицание. Любовь к женщине, безответная любовь, опустошила его, сделала црежний смысл жизни ненужным.
 
Приоткрыв другой мир, в котором, кроме отрицания, были и красота природы, и поэзия, и само­отдача до отречения, и смирение вместо гордости, Базаров не смог в этот мире существовать. То, что было дано Кате и Ар­кадию, для него, Евгения Базарова, оказалось недоступным. Легкость, с которой Аркадий отрекся от прежних убежде- ний, не характерна для гордого Базарова, воспринявшего по­ражение в любви подобно поражению в жизни.

Возможно ли представить, чтобы Базаров, допустим, по­любил младшую сестру, ведь он неоднократно заявлял Арка­дию о своей симпатии к Кате, говорил о ее достоинствах. Но Евгений обречен. Жизнь «галки», семейная оседлая жизнь не для него, и в этом трагедия. Поэтому из всех он выбрал Одинцову, поэтому поступился своим принципом «добивать­ся от женщины толку», поэтому не отступился даже перед смертью.

Посещая умирающего Базарова, Анна Сергеевна даже то­гда остается равнодушной. Она не испытывает к Евгению жа­лости больше, чем жалости к любому другому умирающему человеку, она не испытывает раскаяния. Одно лишь понима­ет Одинцова, что «этот-то» ее по-настоящему любил. Чувст­вует, что она причастна к этой трагедии смерти, которая ра­зыгрывалась на ее глазах, но только страх в ее глазах, и только «милостыня» — ее прощальный поцелуй: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет...» [/sms]
28 ноя 2007, 13:40
Читайте также

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.