Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » Сочинения » Русская литература 19 века » Сочинение: Образ «жестокого мира» в драматургии А.Н. Островского (по пьесе «Гроза» или «Бесприданница»)

Сочинение: Образ «жестокого мира» в драматургии А.Н. Островского (по пьесе «Гроза» или «Бесприданница»)

Сочинение: Образ «жестокого мира» в драматургии А.Н. Островского (по пьесе «Гроза» или «Бесприданница») Великий русский драматург, положивший начало новому этапу в истории русского театра, родился и долгое время жил в Замоскворечье — старинном чиновничьем и купеческом районе Москвы. В это время в России происходит постепен­ное стирание границ между миром дворянства и миром купе­чества — мало связанных и не понятных друг для друга до этого исторического момента. Традиционные роли купца и дворянина начинают меняться: дворянство беднеет, забывает о благородстве и стремится к улучшению материального бла­гополучия, тогда как состоятельное купечество, стремясь по­ходить на дворянство, перенимает не благородство и образо­ванность, а лишь внешние стороны господского быта. И те и другие, претерпевая изменения, становятся «хищниками».

Именно такую Россию и запечатлевает Островский в сво­их пьесах: новые «хищники» становятся героями, воплотив­шими в себе «жестокий мир» произведений драматурга. В этом сочинении мы обратимся к рассмотрению «жестокого мира» одной из самых ярких и трагических пьес А.Н. Ост­ровского — «Бесприданница».

Пьеса «Бесприданница» — об обреченности богато ода­ренной, талантливой и артистичной девушки, ставшей объ­ектом торга для остальных героев в разворачивающихся со­бытиях. Какова Лариса и почему вызывает именно такое к себе отношение? Каковы же те люди, олицетворяющие «жес­токий мир» у Островского, — так в ней заинтересованные — люди, интерес которых приводит к гибели героини?

Лариса становится невестой бедного чиновника Каранды-шева, который глубоко и искренне в нее влюблен. Но, внима­тельно читая пьесу, мы обнаруживаем, что его чувство от­нюдь не бескорыстно, хотя, в отличие от других героев, он предлагает Ларисе руку и, как утверждает, сердце. Да, Ка-рандышев влюблен в Ларису, но через брак с известной в го­роде красавицей он прежде всего стремится стать «своим» в здешнем высшем обществе, улучшить собственное социаль­ное положение, повысить свой статус. Лариса просит жениха уехать с ней в деревню, предварительно поскорее обвенчав­шись, боясь того, что вновь вспыхнувшее чувство к Паратову возобладает над ее желаниями, но Карандышев отказывается.
[sms]
Почему? Потому что, выполнив ее просьбу и уехав в де­ревню, тщеславный чиновник не сможет покрасоваться пе­ред всеми тем, что первая красавица выбрала именно его, по­тешить собственное самолюбие, устроив пышную свадьбу. Карандышева в действительности не интересуют страхи и пе­чали Ларисы — он просто не слышит ее за муками собствен­ного уязвленного самолюбия. Так, именно решение Каран­дышева устроить пышный обед предрешает развязку драмы.

В недавнем прошлом Лариса пережила страстное увлече­ние к Паратову — «блестящему барину и судовладельцу», который настойчиво ухаживал, «женихов всех распугал» и внезапно уехал из города, так и не сделав предложения. И вот он возвращается. Паратова считают широкой натурой, бесстрашным человеком. Лариса восторженно рассказывает Карандышеву о том, как Паратов стрелял в монету, которую она держала, на что Карандышев замечает: «Сердца нет, от­того он так и смел». Резонно ли его замечание? Как оказыва­ется, оно совершенно справедливо.
 
Паратов уже собирается жениться на богатой наследнице, чтобы поправить свое мате­риальное положение (Лариса же об этом не догадывается). Он приезжает в город и возобновляет отношения с Ларисой, вызывая у нее смятение и снова пробуждая чувство к себе. Но причина такого поведения Паратова — отнюдь не симпа­тия и любовь к Ларисе: его свободе скоро придет конец, и он хочет с шиком провести последние дни своей холостяцкой свободы.

Паратов едет с Ларисой на «Ласточку», компрометируя девушку и подавая безосновательные надежды, которые по­том жестоко разрушает. Паратова очень ясно характеризуют его же слова: «Что такое «жалость», этого я не знаю. У меня... ничего заветного нет; найду выгоду, так все про­дам, что угодно». Карандышевский обед с претензией на рос- кошь — не что иное, как пародия на стиль и образ жизни са­мого Паратова. Вопрос оказывается лишь в сумме, которую каждый из них может потратить. Паратов приятно проводит время с Ларисой, которая вызывает у него мимолетные неж­ные чувства — особенно когда поет романс — но он и не заду­мывается о ней по-настоящему. Лариса — лишь «компо­нент» его приятной жизни.

В пьесе представлены еще два колоритных персонажа: бо­гатый купец «новой формации» Кнуров, почтенный отец се­мейства, и молодой, но также состоятельный купец Вожева­тов. Лариса нравится Кнурову, и он откровенно сообщает о своих намерениях: сделать ее своей содержанкой и обеспе­чить соответствующей «брильянту» «оправой». Кнуров со­глашается со словами" Вожеватова о том, что «недурно с та­кой барышней на выставку в Париж прокатиться» и, таким образом, также принимает участие в торге претендентов на внимание и благосклонность Ларисы. Вожеватов - старин­ный друг детства Ларисы, и вроде бы должен относиться к ней с сочувствием и пониманием, но и он также равнодушен к ее бедам и, будучи человеком расчетливым, не собирается жениться на бесприданнице.

После ночного пикника на Волге, когда Паратов откро­венно сообщает Ларисе, что не собирается на ней жениться и не женится никогда, поскольку уже обручен, Кнуров и Воже­ватов разыгрывают судьбу Ларисы, бросая монету, чтобы ре­шить, кто же будет делать свое «лестное» предложение. Это разыгрывание на монете — также одно из проявлений дело­вой и практической натуры обоих купцов, но при этом нату­ры холодной и безразличной к человеку. Выигрывает Кнуров и предлагает Ларисе стать содержанкой. И лишь смерть от руки доведенного до потери рассудка пренебрежением невес­ты Карандышева спасает Ларису от такой участи: ведь она уже посылает за Кнуровым, чтобы ответить согласием на его предложение.

Очень легко обвинить героиню в пустоте, корысти, отсут­ствии нравственности и духовной чистоты. Но окружающие ее люди оказываются слишком деловыми, полностью при- надлежащими миру денег, миру купли-продажи. Деловые качества вытесняют в них все человеческое, способность уви­деть, почувствовать горе другого человека, проявить участие и сострадание. Их каждый поступок мотивируется прежде всего соображениями выгоды или же отсутствия таковой, от­ношения с другими людьми становятся лишь последователь­ностью сделок — и они все стремятся к тому, чтобы эти сделки были прибыльными. Купцы образованны, носят европейское платье и действительно влюблены в Ларису. Но при всем этом именно они составляют «жестокий мир» пьесы, обрекая Ларису на гибель.[/sms]
28 ноя 2007, 11:22
Читайте также

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.