Последние новости
07 дек 2016, 23:23
Чтобы остановить кровопролитие в Алеппо, нужно проявить здравый смысл, сказал...
Поиск

» » » » Сочинение: Человек и общество в произведениях А. И. Куприна («Гранатовый браслет», «Олеся», «Гамбринус»)


Сочинение: Человек и общество в произведениях А. И. Куприна («Гранатовый браслет», «Олеся», «Гамбринус»)

Сочинение: Человек и общество в произведениях А. И. Куприна («Гранатовый браслет», «Олеся», «Гамбринус»)Личность и среда, индивидуум и общество — об этом раз­мышляли многие русские писатели XIX века. Заметно обост­рился интерес к этой теме в конце XIX — начале XX века, в эпоху, переломную для России. В духе гуманистических тра­диций, унаследованных от классиков, рассматривает этот во­прос А. И. Куприн.

Мир героев Куприна пестр и многолюден. Писатель прожил яркую, наполненную многообразными впечатлениями жизнь — побывал и военным, и конторщиком, и землемером, и актером бродячей цирковой труппы. Куприн часто говорил, что не пони­мает писателей, которые не находят в природе и людях ничего интереснее себя. Куприн описал многие человеческие судьбы, при этом герои его произведений чаще всего не удачливые, преуспевающие, довольные собой и жизнью люди, а несчаст­ные, страдающие или просто невезучие. В персонажах расска­зов «Белый пудель», «Тапер», «Гамбринус», а также многих других угадываются черты «маленького человека», однако пи­сатель не просто воспроизводит этот тип, но заново переосмыс­ливает его.

В основе рассказа Куприна «Гранатовый браслет», написан­ного в 1911 году, — реальное событие — любовь телеграфного чиновника к жене важного чиновника, члена Государственного Совета Любимова. Об этой истории вспоминает сын Любимовой, автор известных воспоминаний Лев Любимов. В жизни все за­кончилось иначе, чем в рассказе Куприна, — чиновник принял браслет и перестал писать письма, больше о нем ничего не из­вестно. В семье Любимовых этот случай вспоминали как стран­ный и курьезный.
[sms]
Под пером же писателя он предстает как печальная и траги­ческая история жизни маленького человека, которого любовь возвысила и погубила. Обширная, неторопливая экспозиция вводит нас в дом Шейных. Сама история необыкновенной люб­ви, история гранатового браслета рассказана таким образом, что мы видим ее глазами разных людей: князя Василия, кото­рый рассказывает ее как анекдотический случай, брата Нико­лая, которому все в этой истории кажется оскорбительным и подозрительным, самой Веры Николаевны и, наконец, генера­ла Аносова, первым предположившего, что здесь, может быть, кроется настоящая любовь, «о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины».
 
Круг, к которому при­надлежит Вера Николаевна, не может допустить, что это насто­ящее чувство, не столько из-за странности поведения Желтко-ва, сколько из-за предрассудков, которые владеют ими. Куприн же, желая убедить нас, читателей, в подлинности любви Желт-кова, прибегает к самому неопровержимому аргументу — само­убийству героя. Таким образом не только утверждается право «маленького человека» на счастье, но и возникает мотив его нравственного превосходства над людьми, столь жестоко оскор­бившими его, не сумевшими понять силу чувства, которое со­ставляло весь смысл его жизни.

Рассказ Куприна одновременно грустный и светлый. Его пронизывает музыкальное начало: в качестве эпиграфа указы­вается музыкальное произведение, и завершается рассказ сце­ной, когда героиня слушает музыку в трагический для нее мо­мент нравственного прозрения.

В текст произведения входит тема неотвратимости гибели главного героя — она передана через символику света: в мо­мент получения браслета Вера Николаевна видит красные кам­ни в нем и с тревогой думает, что они похожи на кровь. Нако­нец, в рассказе возникает проблема столкновения различных культурных традиций: монгольская кровь отца Веры и Анны, татарского князя, вводит в рассказ тему любви-страсти, без­рассудства; упоминание о том, что мать сестер — англичанка вводит тему рассудочности, бесстрастности в сфере чувств, власти разума над сердцем. В финальной части рассказа появ­ляется третья линия: квартирная хозяйка оказывается като­личкой, и этим в произведение вводится тема любви-преклоне­ния, которым в католичестве окружена Божья Матерь, любви-самопожертвования.

Герой Куприна, маленький человек, сталкивается с непони­манием окружающих, с людьми, для которых любовь — это род безумия, и, столкнувшись с ним, погибает.

В замечательной повести «Олеся» перед нами предстает по­этический образ девушки, выросшей в избе старой «колдуньи», вне обычных норм крестьянской семьи. Любовь Олеси к случайно заехавшему в глухую лесную деревушку интеллигенту Ивану Ти­мофеевичу — это свободное, простое и сильное чувство, без рас­судочных обязательств. Эта история имеет трагический конец: в привольную жизнь Олеси вторгаются корыстные расчеты деревенских чиновников и суеверия темных крестьян. Избитая и ос­меянная, Олеся вынуждена бежать из лесного гнезда.

Атмосферой революционных дней дышит превосходный рас­сказ Куприна «Гамбринус», созданный в тревожном 1907 году. Тема всепобеждающей силы и искусства сплетена здесь с идеей демократизма, смелого протеста «маленького человека» против черных сил произвола и реакции. Кроткий и веселый Сашка своим незаурядным талантом скрипача и душевностью привле­кает в одесский кабачок разноплеменную толпу портовых груз­чиков, рыбаков, контрабандистов. Им нравится музыка, в кото­рой отражается время от русско-японской войны до мятежных дней революции, когда Сашкина скрипка звучит бодрыми рит­мами «Марсельезы». В дни наступившего террора Сашка броса­ет вызов переодетым сыщикам и черносотенным «мерзавцам в папахе», отказываясь играть по их требованию монархический гимн, открыто обвиняя их в убийствах и погромах.

Искалеченный царской охранкой, он возвращается к порто­вым друзьям, чтобы играть для них оглушительновеселого «Ча­бана». Свободное творчество, сила народного духа, по мысли Куприна, непобедимы.

Таким образом, писатель осмыслял проблему «человек и ок­ружающий его мир» как трагическое столкновение, а путь че­ловека в этом мире — как путь его прозрения и гибели, но гибе­ли не бессмысленной, а очищающей и высокой.[/sms]
22 ноя 2007, 16:58
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.