Последние новости
03 дек 2016, 15:27
Украинские силовики стягивают минометы, танки и реактивные системы залпового огня (РСЗО)...
Поиск



» » » » Сочинение: Униженные и оскорбленные (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)


Сочинение: Униженные и оскорбленные (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Сочинение: Униженные и оскорбленные (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)Роман Ф. М. Достоевского — это «психологический отчет од­ного преступления», которое совершил бедный студент Родион Раскольников, убивший старуху-процентщицу. Однако в рома­не речь идет о необычном уголовном преступлении. Это, если так можно выразиться, идеологическое преступление, а испол­нитель его — преступник-мыслитель, убийца-философ. Он убил ростовщицу отнюдь не во имя обогащения и даже не ради того, чтобы помочь своим близким: матери и сестре. Это пре­ступление явилось следствием трагических обстоятельств ок­ружающей действительности, результатом долгих и упорных размышлений героя романа о своей судьбе, о судьбе всех «уни­женных и оскорбленных», о социальных и нравственных зако­нах, по которым живет человечество.

Жизнь предстает перед нами как клубок неразрешимых противоречий. Повсюду картины нищеты, бесправия, подавле­ния человеческого достоинства. На каждом шагу Раскольнико-ву встречаются отверженные и гонимые люди, которым некуда деться: Соня Мармеладова, Катерина Ивановна и многие дру­гие. Да и сам Раскольников оказался не в лучшем положении. Ему тоже, по существу, некуда пойти. Живет он впроголодь, ютится в жалкой каморке, похожей на гроб, откуда его грозят вышвырнуть на улицу. Под угрозой оказалась судьба его мате­ри и сестры.
[sms]
А судьба Мармеладова? В его разговоре с Раскольниковым в кабаке звучит мысль о том, что в нищем (а значит, и в нем) никто не подозревает благородства чувств. А в нем это благо­родство есть. Он способен глубоко чувствовать, понимать, страдать не только за себя, но и за голодных детей, оправды­вать грубое отношение к себе жены, ценить самоотвержен­ность Катерины Ивановны и Сони. При всей, казалось бы, по­тере Мармеладовым человеческого облика его невозможно презирать. В его словах — боль за то, что его, однажды вы­гнав из человеческой компании, уже больше никогда в нее не допустят. Перед нами оскорбленный человек, но сохранив­ший чувство собственного достоинства, глубоко сознающий свое падение, но он не в силах ничего изменить. Осмелишься ли осудить человека, судьба которого сложилась так траги чески не только по его вине? Это человека в нем не хотят видеть.

Вспомним жизнь Катерины Ивановны. Она больна чахот­кой, о чем говорят красные пятна на ее лице, которых так бо­ится Мармеладов. Из его рассказа о жене мы узнаем, что она из дворянской семьи, воспитывалась в губернском дворянском институте. Выйдя замуж без родительского благословения, оказавшись в отчаянном положении, с тремя детьми на руках, она после смерти мужа вынуждена была пойти замуж за Мармеладова. «Можете судить по тому, до какой степени ее бедствия доходили, что она, образованная и воспитанная и фамилии известной, за меня согласилась пойти! Но пошла! Плача и рыдая и руки ломая, пошла! Ибо некуда было идти.» Но облегчения не наступило и после замужества: муж выгнан со службы и пьет, грозит выгнать квартирная хозяйка, бьет Лебезятников, плачут голодные дети.
 
Не жестокость руково­дит ею, когда она посылает Соню на панель, а отчаяние и без­выходность. Катерина Ивановна понимает, что Соня принесла себя в жертву близким. Именно поэтому, когда Соня верну­лась с деньгами, она «весь вечер в ногах у нее на коленях про­стояла, ноги ей целовала, встать не хотела». Мармеладов дает жене точную характеристику, говоря, что она «горячая, гор­дая, непреклонная». Но человеческая гордость ее, как и Мар­меладова, попирается на каждом шагу, о достоинстве и само­любии заставляют забыть. Бессмысленно искать помощи и со­чувствия у окружающих, «некуда идти» Катерине Ивановне, везде тупик.

Рассказывая о Соне и встретившейся Раскольникову девоч­ке, писатель не случайно останавливает внимание читателей на их портретах: чистота и беззащитность, показанные в облике Сони и обманутой девочки, не соответствуют образу жизни, ко­торый они вынуждены вести, поэтому Раскольникову «странно и дико было смотреть на такое явление». Соню толкает на па­нель нищета и невозможность честно зарабатывать на жизнь. Ее будущее безрадостно, как и будущее обманутой девочки. Оно укладывается в формулу: «больница... вино... кабаки и еще больница... года через два-три — калека, итого житья ей 19 аль 18 лет от роду всего-с...».

Достоевский убедительно показывает, что иные отношения, кроме безразличия, любопытства, злорадной насмешки, проти­воестественны в этом мире. Люди смотрят друг на друга «враждебно и с недоверчивостью». Все, кроме Раскольникова, слушают «забавника» Мармеладова, «фыркая», «улыбаясь», «зевая», а в общем равнодушно. Так же равнодушна толпа зри­телей, хлынувших посмотреть на муки умирающего Мармела­дова. Во сне Раскольникова, так похожем на явь, лошадь секут «с наслаждением», «хохотом и остротами».

Роман «Преступление и наказание» отразил тревогу Досто­евского за будущее человечества. Он показывает, что такой жизнью, которой сейчас живут «униженные и оскорбленные», жить дальше нельзя. «Опираясь на реальный материал дейст­вительности, Достоевский выдвигал и освещал проблемы, име­ющие всемирное значение, проблемы борьбы добра и зла в со­циальной жизни, во внутренней природе людей, темы жизнен­ного призвания человеческой личности, страдания и протеста, эгоизма и самопожертвования, преступления и наказания, во­просы общественных, духовных связей между людьми и их разъединения, справедливого устройства социального мира и многие другие.» [/sms]
22 ноя 2007, 11:22
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.