Последние новости
07 дек 2016, 23:23
Чтобы остановить кровопролитие в Алеппо, нужно проявить здравый смысл, сказал...
Поиск

» » » » Сочинение: Образ Плюшкина в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»


Сочинение: Образ Плюшкина в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»

Сочинение: Образ Плюшкина в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»В поэме «Мертвые души» Н. В. Гоголь изобразил не только отдельные характеры, он подчеркнул в них общенациональное, общерусское. Писатель избрал форму путешествия для того, чтобы иметь возможность показать многих людей, искалечен­ных крепостным правом, загубивших свою жизнь. Можно на­чать с рациональной бережливости — и потерять человеческий облик и достоинство, превратиться в опухоль на человечестве. Таков Плюшкин.

«А ведь было время, когда он только был бережливым хозя­ином! был женат и семьянин, и сосед заезжал к нему пообедать, слушать и учиться у него хозяйству и мудрой скупости... Но до­брая хозяйка умерла-.». Бережливость переродилась в скаред­ность, а некогда богатое поместье — в развалившееся хозяйст­во. Въехав в деревню Плюшкина, Чичиков замечает «какую-то особенную ветхость... на всех деревянных строениях: бревно на избах было темно и старо; многие крыши сквозили, как решето; на иных оставался только конек... Окна в избенках были без стекол...» Господский дом глядел «каким-то дряхлым инвали­дом», только сад, «заросший и заглохлый, казалось, один осве-. жал эту обширную деревню и один был вполне живописен в своем картинном опустении».
[sms]
Увидев одинокую фигуру, Чичиков долго решал, кто это: «баба или мужик». Вначале он принял Плюшкина за ключни­цу, так «экзотически», жалко и неряшливо был одет один из богатейших помещиков губернии. Его дом поразил Чичикова. «Казалось, как будто в Доме происходило мытье полов и сюда на время нагромоздили всю мебель». Все ветхо, грязно и убо­го. Плюшкин совершенно утерял связь с реальным миром, он не понимает ценности вещей: зачем-то хранит засохший куст лимона, кусок сургуча, «рюмку с какой-то жидкостью и тремя мухами...». Его комната завалена хламом: дырявыми ведрами, старыми подметками, ржавыми гвоздями. Облик самого хозяи­на соответствует обстановке. «...Маленькие глазки еще не по-тухнули и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши», которые высматривают кота, боясь попасться ему в зубы. Встреть его Чичиков в церкви, «то, вероятно, дал бы ему мед­ный грош».

Но Плюшкин «...не нищий... У этого помещика была тысяча с лишком душ...». В складах и амбарах гниет хлеб и другие продукты, но, «не довольствуясь сим, он ходил еще каждый день по улицам своей деревни», заглядывая по углам, собирая все, что попадалось: старую подошву, бабью тряпку, железный гвоздь, глиняный скребок. И все тащил к себе в комнату. «Вон уж рыболов вышел на охоту!» — говорили о нем крестьяне. Получить назад свою вещь крестьянам почти никогда не уда­валось, а уж если она подала в общую кучу, то пропадала для них вовсе.

Чичиков сразу оценил обстановку и принял правильный тон, сказался благодетелем, берущим на себя расходы по всем умершим и беглым крестьянам. Жалка картина сделки, описан­ная Гоголем. Плюшкин ругается с ключницей, якобы укравшей четвертушку бумажного листа, потом находит искомый клочок, жалея, что нельзя обойтись «восьмушкой». В этом эпизоде с особенной силой звучит голос автора, говорящего о «ничтож­ности» и «гадости», до которой может дойти человек, подчинив свою жизнь наживе, забыв о тех идеалах и мечтах, к которым стремился в юности. «Грозна, страшна грядущая впереди ста­рость, и ничего не отдает назад и обратно! Могила милосерднее ее, на могиле напишется: «Здесь погребен человек!», но ничего не прочитаешь в хладных, бесчувственных чертах бесчеловеч­ной старости»,

Описывая нравы помещичьей России, Гоголь выступает про­тив главной причины зла — крепостного права, делающего из людей рабов мелких «страстишек», вытравляющего душу. Но писатель-гуманист хотел видеть Россию свободной. Так по­является в поэме образ птицы тройки. «Русь, куда же несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается ко­локольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земле, и, косясь, посто-раниваются и дают дорогу другие народы и государства».[/sms]
21 ноя 2007, 15:45
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.