Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » Сочинения » 11 класс » Сочинение: Библейские мотивы в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго»

Сочинение: Библейские мотивы в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго»

Сочинение: Библейские мотивы в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго»Библия сама по себе много значила для Б. Л. Пастернака. В «Охранной грамоте» он писал: «Я понял, что, к примеру, Библия есть не столько книга с твердым текстом, сколько записная тетрадь человечества, и что таково все вековечное».

Поэтому интересны библейские мотивы в его творчестве. В ро­мане «Доктор Живаго» получили воплощение как нравственные стороны евангельского учения, так и другие, связанные с главной идеей, принесенной Христом человечеству. «Смерти не будет», — так звучит один из авторских вариантов названия будущего рома­на. По мнению Пастернака, человек должен носить в себе идею бессмертия. Без этого он не может жить. Юрий Живаго считает, что бессмертие будет достигнуто человеком, если он станет «свободен от себя» — примет на себя боль времени, примет все страдания человечества, как свои.

И значимо то, что главный герой — не только врач, но и поэт. Сборник его стихотворений является результатом, итогом жизни. Это жизнь Юрия Живаго после смерти. В этом — бессмертие чело­веческого духа.
[sms]
Еще одна тема, которая волнует Пастернака, как и Достоевско­го. Это тема духовного воскрешения личности. Она явно вплетена в сложный романный ансамбль. Первые строки книги (похороны матери Юры, вьюжная ночь после погребения, переживания ре­бенка) — смысловой зачин этой темы. Позднее Юрию Андреевичу мнится, что он пишет поэму «Смятение» о тех днях, которые про­текли между смертью Христа и его воскресением, о том простран­стве и времени, когда шла борьба между воскресительной потенци­ей жизни и «черной земной бурей»: «И две рифмованные строчки преследовали его: «Рады коснуться» и «Надо проснуться».

Рады коснуться и ад, и распад, и разложение, и смерть, и, одна­ко, вместе с ними рада коснуться и весна, и Магдалина, и жизнь. И — надо проснуться! Надо проснуться и встать. Надо воскреснуть». А главный герой романа воскресение понимает так: «...Вот вы опасаетесь, воскреснете ли вы, а вы уже воскресли, когда родились, и этого не заметили». Доктор Живаго считает, что человек в других людях и есть душа человека, его бессмертие: «В других вы были, в других и останетесь. И какая вам разница, что потом это будет называться памятью. Это будете вы, вошедшая в состав будущего».

Интересна в романе и идея жизни как жертвы. Именно такой жизнью живут герои романа. Для Пастернака важна тема сострада­ющего тождества души одного человека другому, мысль о неизбеж- ности отдать всего себя за людей. Симушка Тунцова в романе рас­суждает: «...Адам хотел стать Богом и ошибся, не стал им, а теперь Бог становится человеком, чтобы, сделать Адама Богом». Героям Пастернака присуща любовь к ближним.
 
В «Охранной грамоте» автор писал, что «будущее человека есть любовь». И о главном герое романа так говорится: «...всю жизнь он старался относиться с лю­бовью ко всем людям, не говоря уже о близких и семье». Есть еще один герой — Микулицын, который, как и герои Достоевского, живет любовью к ближним. Это про него сказано в романе: «...он преступно добр, добр до крайности. Пошумит, покобенится и раз­мякнет, рубашку с себя снимет, последнею коркою поделится».

В романе Пастернака можно выделить два уклада бытия: еете ственная жизнь людей (время) и сверхъестественная (вечность) Лишь в контексте вечности жизнь человека и всего человечества получает для писателя смысл. Все события романа, все персонажи то и дело проецируются на новозаветное предание, сопрягаются с вечным, будь то явный параллелизм жизни доктора Живаго с крест­ным путем, судьбы Лары с судьбой Магдалины, Комаровского — с дьяволом.

«Загадка жизни, загадка смерти» — над этой тайной бьется мысль автора «Доктора Живаго». И Пастернак разгадывает «загадку смер­ти» через жизнь в истории-вечности и в творчестве. Вот почему у гроба Живаго любящая его женщина ощущает «веяние свободы и беззаботности».

Этого писателя всегда бесконечно трогало чудо жизни. Он ни­когда не утрачивал ощущения первичной красоты того, что нас не­посредственно окружает. Этому Пастернак отдал свою жизнь, и это, собственно, его в ней держало. Но он никогда не обособлял себя от времени, просто пытался утвердить гармонию того существования, е которым он пришел в жизнь. Вот этим нам и дорог Пастернак. В этом залог его если не вечной, то, во всяком случае, длительной жизни.[/sms]
13 ноя 2007, 10:52
Читайте также

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.