Последние новости
07 дек 2016, 23:23
Чтобы остановить кровопролитие в Алеппо, нужно проявить здравый смысл, сказал...
Поиск

» » » » Сочинение: Тема любви в творчестве А. И. Куприна


Сочинение: Тема любви в творчестве А. И. Куприна

Сочинение: Тема любви в творчестве А. И. КупринаА. И. Куприн — идеалист, мечтатель, романтик, певец возвы­шенного чувства. Он нашел особые, исключительные условия, по­зволившие ему создать романтизированные образы женщин и их идеальной любви в повестях «Гранатовый браслет», «Олеся» и «Су­ламифь». В своем окружении А. И. Куприн видел печальное расто­чение красоты и силы, измельчание чувств, заблуждение мысли. Идеал писателя восходил к победе силы духа над силой тела и «люб­ви, верной до смерти». Для А. И. Куприна любовь — самая состоя­тельная форма утверждения и выявления личностного начала в че­ловеке.

Протестуя против цинизма, продажных чувств, пошлости, А. И. Куприн создал повесть «Суламифь». Она была написана по мотивам библейской «Песни песней» царя Соломона. Он полю­бил бедную девушку-крестьянку, но из-за ревности покинутой им царицы Астис она погибает. Перед смертью Суламифь говорит сво­ему возлюбленному: «Благодарю тебя, мой царь, за все: за твою мудрость, к которой ты позволил мне прильнуть устами, как к слад­кому источнику... Никогда не было и не будет женщины счастливее меня».
[sms]
Основная мысль этого произведения: любовь сильна, как смерть, и одна она, вечная, оберегает человечество от нравственно­го вырождения, которым грозит ему современное общество. В по­вести «Суламифь» писатель показал чистое и нежное чувство: «Лю­бовь бедной девушки из виноградника и великого царя никогда не пройдет и не забудется, потому что крепка, как смерть, любовь, потому что каждая женщина, которая любит, — царица, потому что любовь прекрасна!»

Новое возвращение к теме большой, всепоглощающей любви состоялось в повести «Гранатовый браслет». Герой этого повество­вания, бедный чиновник Желтков, однажды встретив княгиню Веру Николаевну, полюбил ее всем сердцем. Любовь эта не остав­ляет места для других интересов влюбленного. Желтков убивает себя, чтобы не мешать жить княгине, и, умирая, благодарит ее за то, что она была для него «единственной радостью в жизни, един­ственным утешением, одной мыслью».
 
Это повесть не столько о любви, сколько молитва ей. В своем предсмертном письме влюб­ленный чиновник благословляет свою возлюбленную княгиню; «Уходя, я в восторге говорю: «Да святится имя Твое». Особо в этой повести А. И. Куприн выделил фигуру старого генерала Аносова, который уверен в том, что высокая любовь существует, но она «...должна быть трагедией, величайшей тайной в мире», не знаю­щей компромиссов. Княгиня Вера, женщина, при всей своей ари­стократической сдержанности, весьма впечатлительная, способ­ная понять и оценить прекрасное, почувствовала, что жизнь ее соприкоснулась с этой великой любовью, воспетой лучшими по­этами мира. Любовь чиновника Желткова чужда той глубокой затаенности, в которой благородная скромность переплетается с благородной гордостью.

«Молчать и гибнуть...» Этот талант не был дан Желткову. Но и для него «волшебные оковы» оказались милей жизни. «Малень­кий» человек оказался выше и благороднее представителей высшей ступени социальной лестницы.

В повести «Олеся» развивается тема купринского творчества — любовь как спасительная сила, оберегающая «чистое золото» чело­веческой натуры от «оподления», от разрушительного влияния бур­жуазной цивилизации. Не случайно любимым героем Куприна стал человек волевого, мужественного характера и благородного, добро­го сердца, способный радоваться всему разнообразию мира. По­весть «Олеся» построена на сопоставлении двух героев, двух натур, двух мировоззрений. С одной стороны — образованный интелли­гент, представитель городской культуры, довольно гуманный Иван Тимофеевич, с другой — Олеся — «дитя природы», человек, не под-«рогшийся влиянию городской цивилизации.
 
По сравнению с Ива­ном Тимофеевичем, человеком доброго, но слабого, «ленивого» сер­дца, Олеся возвышается благородством, цельностью, гордой уве­ренностью в своей силе. Свободно, без особых ухищрений рисует Куприн облик полесской красавицы, заставляя нас следить за бо­гатством оттенков ее духовного мира, всегда самобытного, искрен­него и глубокого.

«Олеся» — художественное открытие Куприна. В начале повесть заставляет нас пережить тревожный период зарождения любви. Почти целый месяц продолжается наивная очаровательная сказка. Даже после трагической развязки не меркнет светлая, сказочная атмосфера повести. Куприн открыл нам истинную красоту невин­ной, почти детской души девушки, выросшей вдалеке от шумного мира людей, среди зверей, птиц и леса. Но наряду с этим Куприн показывает человеческую злобу, бессмысленное суеверие, страх пе­ред неизвестным, неизведанным. Чудом возникшая возвышенная душа вынуждена скрываться от жестоких людей, страдать от равно­душия своих близких. Но над всем этим одержала победу настоя­щая любовь. Нитка красных бус — последняя дань щедрого сердца Олеси, память «об ее нежной, великодушной любви».

Особенность художественного дарования А. И. Куприна — по­вышенный интерес к каждой человеческой личности и мастерство психологического анализа — позволила ему по-своему освоить ре­алистическое наследие. Ценность его творчества — в художествен­но убедительном раскрытии души своего современника. Писатель рассматривает любовь как глубокое нравственно-психологическое чувство. Повести А. Куприна поднимают извечные проблемы че­ловечества — проблемы любви.[/sms]
09 ноя 2007, 11:29
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.