Последние новости
02 дек 2016, 22:57
Президент США Барак Обама подпишет закон о 10-летнем продлении санкций против Ирана,...
Поиск



» » » » Сочинение: Изображение губительной власти денег в повести «Гобсек» (по произведению Оноре де Бальзака)


Сочинение: Изображение губительной власти денег в повести «Гобсек» (по произведению Оноре де Бальзака)

Сочинение: Изображение губительной власти денег в повести «Гобсек» (по произведению Оноре де Бальзака)«Нерв жизни» своего времени, «духовную сущность всего ны­нешнего общества», одновременно Зло и Божество буржуазного мира Бальзак видел в денежных отношениях, господствовавших над всем. Новое божество, фетиш, кумир—деньги, коверкали челове­ческие жизни, отнимали детей у родителей, жен у мужей... За от­дельными эпизодами новеллы «Гобсек» стоят все эти проблемы.

В центре повествования — фигура ростовщика Гобсека, в кото­ром воплощена сущность денежного общества. Гобсек—сухонький остроносый старикашка, прячущий желтые, как у хорька, глаза без ресниц под большим козырьком потрепанного картуза, с бледным бесстрастным лицом, «точно вылитый из серебра», — олицетворе­ние скупости. Он живет в бедной комнате с жидким ковриком у кровати и окошечком-глазком на входной двери, питается хлебом и кофе с молоком, ходит в поношенном платье, а в кладовой у него гниют горы снеди, сложены кучи золота и серебра, которые он не доверяет банку.
[sms]
Его скупость превратилась в маниакальную страсть, бессмысленное накопительство на пороге смерти приобрело харак­тер безумия. Нищий-богач сохнет и чахнет среди сокровищ. Долж­ники расплачиваются с Гобсеком и деньгами и натурой; они тащат ему столовое серебро и шкатулки с фамильными драгоценностями, корзины со свежей рыбой и паштеты. Он мог бы продать эти при­пасы какому-нибудь владельцу лавки, но опасается, что тот даст Цену меньше рыночной. И припасы гниют. Смрад разложения, мертвые груды добра под замком — и среди них умирающий стари­кашка, трясущийся над своими сокровищами. Накопление пре­вратилось у Гобсека в самоцель. Алчная страсть сожрала его.

Итог жизни ростовщика достоин его — он умирает одиноким, всеми презираемый, в грязной комнате. Уходит из жизни один из кровососов — уходит, оставляя миллионы, нажитые на слезах и крови.

В новелле немало черт романтической эстетики. Романтичес­кое преувеличение таинственности и могущества Гобсека придает ему характер почти сверхъестественного существа. Бальзак был противником романтических эффектов, но здесь, видимо, хотел показать разрушительную власть денег. А ведь жизнь Гобсека могла сложиться иначе! С тех пор, как мать определила его юнгой на корабль, вн прожил большую, полную превратностей и опаснос­тей жизнь: голодал, териел насилие и жестокость, был пиратом, шпионом, золотоискателем, но всегда и везде им владела неуем­ная жажда богатства.
 
Ко времени действия новеллы Гобсек — молчаливый, внешне незаметный старик, который на самом деле является одним из властителей Парижа. Гобсек тайно управлял банками, делами биржи, торговлей, кредитами. Это негласное объединение финансистов оказывается единственной реальной властью Франции.

Жизнь Гобсека, вернее ее финал, не могла быть иной. Во всей трагической ситуации Гобсек видиттолько свое развлечение — ни­кому из людей он не сочувствует, никого не пытается спасти от самоубийства или казни. Жажда золота вытравила в его душе даже родственные чувства: его единственная наследница кончает с со­бой в невыносимой нужде.

С Дервиля он берет грабительские проценты, а семью графа де Ресто оставляет без средств, воспользовавшись фиктивным заве­щанием и растерянностью графини. У Гобсека существует волчье правило никого не жалеть, никому не помогать, а самому пользо­ваться тем, что можно взять безвозмездно.

Гобсек презирает людей за их неумение пользоваться богат­ством, за неумение сберечь золото, ибо только оно, по его мне­нию, дает истинную силу и власть. Перед ним пресмыкаются аристократы, готовы ползать на коленях светские дамы, потому что у него в руках их гнусные секреты, а в кармане векселя. Рас­суждения его откровенны и циничны: «Я достаточно богат, чтобы покупать совесть человеческую, управлять всесильными министра­ми через их фаворитов, начиная с канцелярских служителей и кончая любовницами. Это ли не власть?.. А разве власть и на­слаждение не представляют собой сущности вашего нового бур­жуазного строя?».

Бальзак делает окончательный вывод о том, что старик все умел взвесить, учесть, никогда не поступался своей выгодой, но он «не учел» только одного, что накопительство не может быть целью ра­зумной человеческой жизни.[/sms]
09 ноя 2007, 09:44
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.