Последние новости
09 дек 2016, 10:42
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 8 декабря 2016 года...
Поиск

» » » » Сочинение: Сатира М. Е. Салтыкова-Щедрина в романе «Господа Головлевы»


Сочинение: Сатира М. Е. Салтыкова-Щедрина в романе «Господа Головлевы»

Сочинение: Сатира М. Е. Салтыкова-Щедрина в романе «Господа Головлевы»На уроках русской литературы изучается творчество Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина. Прочитав его роман-обозрение «История одного города» и сказки этого автора, мы удивляемся смелости и остроумию, с которыми писатель показывает бессовес­тное ограбление народа; критикует либеральных деятелей и писа­телей, пресмыкающихся перед властями.

Знакомясь с произведениями Салтыкова-Щедрина, хочется больше узнать о его творчестве. Большое впечатление производит роман «Господа Головлевы».

Из истории этого произведения мы узнаем, что в его основу легли несколько рассказов о семье Головлевых, вошедших первона­чально в цикл «Благонамеренные речи».

В романе очень остро критикуется паразитический класс дво­рян. Глазами мужика, подвергающегося беспощадной эксплуата­ции, смотрит писатель на помещичью усадьбу и видит в ней саму смерть, злобную, пустоутробную. С неумолимой правдивостью рисует Щедрин картину разрушения дворянской семьи, отражаю­щую упадок, разложение, обреченность класса эксплуататоров-кре­постников. Весь смысл жизни Головлевых заключается в стяжатель­стве, накоплении богатства, в борьбе за.это богатство. Поражают подозрительность, бездушная жестокость, лицемерие, взаимная ненависть, царящие в этой семье.
[sms]
Приобретательская деятельность Арины Петровны, основан­ная на выжимании последних соков из мужика, проводится под предлогом увеличения богатства семьи, а фактически — только для утверждения личной власти. Даже собственные дети для нее — «лишние рты», которых нужно кормить, на которых нужно тратить часть состояния. Изумляют спокойствие и безжалост­ность, с которыми Арина Петровна наблюдает, как разоряются и умирают в нищете ее дети. И только в конце жизни перед ней встал горький вопрос: «И для кого я припасала! Ночей недосыпа­ла, куска недоедала... для кого?»

Деспотическая власть Арины Петровны, материальная зависи­мость детей от произвола «маменьки» воспитывали в них лживость и угодничество.

Этими качествами особенно отличался Порфирий Головлев, получивший от других членов семьи прозвища «Иудушка» и «кро-вопивушка». Иудушка с детских Лет сумел опутать «доброго друга маменьку» паутиной лжи, подхалимства и еше при ее жизни завла­дел всем богатством. Создается впечатление, что Иудушка Голов­лев, как и Арина Петровна, — это литературный тип, в котором с наибольшей силой сконцентрированы черты хищника, паразита, лицемера, это обобщение пороков всего класса собственников.

Иудушка Головлев действует только «по закону», потому что за­коны, существовавшие какдо реформы, так и в пореформенное вре­мя, позволяют ему безнаказанно высасывать кровь из бесправных крестьян, доводить до самоубийства собственных детей, обирать и разорять родственников. С бесстыдным лицемерием совершает он подлые поступки, сопровождая их приторно-сладкими словами. Обобранному до нитки брату Степану, которого мать кормила со­лониной, он ласково говорит на прощание: «Вот кабы ты повел себя скромненько да ладненько, ел бы ты и говядинку, и телятинку, а не то так и соусцу бы приказал».

История семейства Головлевых свидетельствовала об историчес­кой закономерности вырождения дворянства. Но образ Иудушки Головлева имел более широкое значение. Это символ всякой экс­плуатации и угнетения, человеконенавистничества, пустословия и лжи. Эти черты характера встречаются и в современных людях. Поэтому роман имеет большое поучительное значение.[/sms]
08 ноя 2007, 14:33
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.