Последние новости
09 дек 2016, 10:42
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 8 декабря 2016 года...
Поиск

» » » » Каким должен быть тон запрета


Каким должен быть тон запрета

Каким должен быть тон запретаТон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным.
 
Любой запрет желаемого для ребенка труден, а если он произносится сердитым или властным тоном, то ста­новится трудным вдвойне.

Мы уже говорили, что на вопрос «Почему нельзя?» не стоит отвечать «Потому, что я так сказал», «Я так ве­лю», «Нельзя, и все!» Нужно коротко пояснить: «Уже поздно», «Это опасно», «Может разбиться...»

Объяснение должно быть коротким и повторяться один раз. Если ребенок снова спрашивает: «Почему?», то это не потому, что он вас не понял, а потому, что ему трудно побороть свое желание. Здесь поможет то, что вы уже проходили, например, активное слушание. Приказы же и «Ты-сообщения» усугубляют сопротивление ре­бенка.

Предложение, в котором вы говорите о правиле, лучше строить в безличной форме. Например, стоит сказать: «Спичками не играют» вместо «Не смей играть спичками!», «Конфеты едят после обеда» вместо «Сей­час же положи конфету назад!», «Хвост у кошки не для того, чтобы за него тянули», вместо «Перестань мучить кошку!»

Рассмотрим два примера: первый — неудачный, вто­рой — удачный разговор мамы с детьми.

Дети увлеченно играют.

МАМА: Хватит, заканчивайте! (Приказ.)

СЫН: Как? Почему заканчивать ?

МАМА: Прекрасно знаете почему вы должны от­правляться спать (Приказ в форме «Ты-сообщения».)

ДОЧЬ: Как, уже спать?

МАМА: Да, уже! И никаких возражений! (Приказ.) Отбирает игру, дети расстроены и сердиты.

Гораздо лучше, когда разговор идет иначе с первых же слов мамы.

МАМА: Ребята, пора заканчивать (Безличная форма.)

СЫН: Как? Почему заканчивать?

МАМА: Время ложиться спать (Безличная форма.)

ДОЧЬ: Как, уже спать?

МАМА: Я вижу, игра интересная, и вам трудно ото­рваться (Активное слушание.)

ДОЧЬ: Да, очень интересная! Смотри, нам осталось сделать всего два хода!

МАМА: Хорошо, два хода — это немного, договорились.

ОБА: Да, да. А потом мы сами все уберем. Как видите, мама здесь выдержала дружественный тон и дала понять, что входит в положение ребят. Дисцип­лина от этого не пострадала. Напротив, ребята взяли на се­бя ответственность за наведение порядка после игры.

Бывает очень полезно, предвидя трудность ребенка в выполнении требования, обсуждать ее с ним заранее. Если, например, известно, что интересный фильм кон­чается поздно, а ребенок обязательно хочет посмотреть «хотя бы начало», то стоит предупредить, что придется прерваться на середине фильма. Одновременно можно предложить ему на выбор другие возможности, напри­мер, поиграть перед сном в интересную игру или почи­тать книжку. Если же он все таки выберет «трудный» ва­риант, важно проследить, чтобы уговор был выполнен, и ребенок пошел спать вовремя.

Хорошо помочь ему, напомнив о договоре минут за пять до назначенного времени. В таком случае вы ока­жетесь, скорее, помощником ребенку в выполнении до­бровольно взятого на себя слова, чем надоедливым «по­лицейским». А он приобретет еще один маленький опыт бесконфликтной дисциплины.
12 окт 2007, 13:19
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.