Последние новости
05 дек 2016, 21:32
Приближается конец 2016 года, время подводить его итоги. Основным показателям финансового...
Поиск

» » » История Свято-Введенского храма в подробностях


История Свято-Введенского храма в подробностях

История  Свято-Введенского храма в подробностяхИсконно казачьи земли – Северский Донец – не помнят времен без веры христианской. Походный образ жизни казаков (а до XVI века в связи с этим образом жизни казак не должен был и семью иметь) предполагал полевую часовню и священника. Священно- и церковнослужителей назначали из способных к духовному служению казаков. Но могли и лишить этого звания, вновь направив на действительную военную службу. Так и в Усть - Белокалитвенском юрте вначале была Свято-Никольская полковая часовня, которая после перехода казаков к оседлому образу жизни  стала основанием Свято-Никольской церкви, расположенной в устье реки Калитва по ее правому берегу. Во время подавления Булавинского восстания, оставившего выжжеными почти все станицы верхнего Дона, эта церковь сгорела. Новая, также во имя Святого Николая Чудотворца, была отстроена выше по склону. Теперь здесь площадь станичная – майдан. К 1780 году эта церковь была уже ветхой, ее заменили новой, тоже деревянной, отстроенной чуть правее предыдущей. В 1863 году к ней пристроили южный придел во имя Святого пророка Илии. К 1884 году эта церковь также стала ветхой, и по решению станичного схода и трудами Попечительского Совета за 10 лет была отстроена каменная церковь во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы с двумя приделами: южным – во имя Святого пророка Илии и северным – во имя Святого Николая Чудотворца. Руководил строительством председатель Попечительского Совета есаул Александр Марков Калабухов, бессменно исполнявший эту должность около 20 лет.

Последняя четверть XIX века характеризуется активизацией социального служения станичной церкви: создавались и успешно функционировали воскресные школы, приходские училища – одно-, двух-, трех- и четырех-классные мужские и женские. Попечительский Совет проявляет заботу о малоимущих заштатных семьях церковнослужителей, принимать участие в сборе средств раненым в русско-турецкой, русско-японской и германской войнах, в обеспечении священнослужителей землей. Начали строиться церкви в близлежащих хуторах и поселках. Благодаря миссионерской деятельности  священников Свято-Введенской церкви и материальной поддержке попечительского Совета, было начато строительство единоверческой церкви в хуторе Свинаревом.

Вопреки распространенному мнению, что при строительстве каменного здания Свято-Введенской церкви деревянный корпус был продан Бугораевской Святых первоверховных апостолов Петра и Павла, по документам значится передача, а не продажа. Да и как один и тот же Попечительский Совет – а он был один на то время в Усть-Белокалитвенском юрту – мог сам себе продать что-то?

На казенные средства учили детей умерших священно- и церковнослужителей в Войсковых училищах и гимназиях, печаловались о судьбе оставшихся без кормильца вдовах и сиротах.

Это – дореволюционная история, документально отраженная в формулярных и клировых ведомостях церкви. Период Октябрьский переворот - Отечественная война 1941-45 годов задокументирован очень скудно. Здесь история церкви представлена в виде доносов и решений о закрытии церкви в конце 30-х годов.

После возобновлении богослужений во время Отечественной войны в 1942 году наступил период – с 1945 по 1961 годы – "легкой оттепели". Казалось бы, богослужения разрешили, но всеми силами старались заглушить веру. Контроль, регистрации, бесконечные смены состава священно- и церковнослужителей… В конце концов, очередное закрытие. На сей раз прихожане пытались этому противостоять: собирали подписи с протестами, обращались в различные инстанции – все тщетно: церковь закрыли. В духе Советов – сфабриковали донос и закрыли. На сей раз церковное здание значительно пострадало, имущество было разграблено.

Очередное открытие свершилось только к 1000-летнему юбилею крещения Руси, в чем немалую роль сыграла международная общественность. В то время именно благодаря голосу РПЦЗ юбилей не смогли "спустить на тормозах". Да и верующие немалую активность проявили: немало петиций написали и порогов начальства обили, пока получили разрешение на возобновление богослужений.

Возвращение верующим здания церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы и процесс его восстановления были непростыми: давал себя знать период безбожия, подготовивший целые поколения равнодушно или даже враждебно относящихся к духовной жизни. Понадобились годы беспредела "бархатной революции" и бандитской капитализации страны, чтобы народ ощутил насущную потребность в милости Божией.

И теперь, пройдя и преодолев многие трудности восстановления храма Свято-Введенского, главного в Усть-Белокалитвенском казачьем юрте, община верующих обращается к прихожанам с просьбой: "Помогите издать собранный исторический материал о нашей церкви". Он охватывает период с первого упоминания о полковой часовне до 2009 года, содержит неиздававшиеся документы церковных архивов и доступных архивов НКВД, воспоминания и содержание домашних архивов инициаторов и подвижников дела возвращения церкви верующим к 1000-летию крещения Руси.

В собранном историческом материале немало информации, представляющей собой широкое поле для дальнейшей исследовательской работы духовного краеведения. Это – и продолжение начатого выявления судеб представителей священнических династий XVIII-XIX веков, участников просветительского и социального служения церкви в конце XIX – начале XX веков, и прослеживание нелегких судеб священников в 20 – 30 годы после Октябрьского переворота, и служение церкви во время ВОВ – задолго до официального освобождения города от фашистских захватчиков.

Заслуживает внимания также многолетний упорный труд инициаторов возрождения церкви в 80-х годах. И много, много других тем можно выявить в истории нашей церкви в процессе духовного краеведения.

Н. Постникова

История  Свято-Введенского храма в подробностях

Источник:
07 дек 2012, 15:22
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.