Желательная и нежелательная похвала. Психология ребенка
Когда мальчик убрал двор, вполне естественно заметить ему, как хорошо он работал и как чисто выглядит двор. При этом совершенно ни к чему говорить ему, какой он хороший. Слова поощрения должны отражать для ребенка реалистичную картину его достижений, а не лакированный облик его персоны.
Пример желательной похвалы. Восьмилетний Джим хорошо поработал по уборке двора. Он смел граблями листья, убрал мусор и по порядку разложил
Мать: Двор был такой грязный. Мне даже не верилось, что удастся навести порядок.
Джим: А я навел!
Мать: Он весь был устлан листьями и замусорен.
Джим: А я все убрал! Мать: Прекрасная работа! Джим: Да.
Мать: Теперь двор такой чистый, что приятно посмотреть.
Джим: Это здорово!
Мать: Спасибо, сынок.
Джим (с широкой улыбкой): Рад стараться!
Слова матери внушили Джиму радость и гордость за результат своих усилий. Вечером он едва дождался возвращения отца, чтобы показать ему вычищенный двор и снова испытать гордость о хорошо выполненной работе.
Поощрительные слова, адресованные индивидуальным качествам ребенка, не приносят пользу:
— Ты такой замечательный ребенок.
— Ты настоящий маленький помощник матери.
— И что делала бы без тебя твоя мама?
Замечания такого типа могут вызвать у ребенка тревогу. Он понимает, что на самом деле далек от совершенства и не в состоянии оправдать этот комплимент. Поэтому, чтобы не ждать со страхом «разоблачения», он может решить немедленно облегчить свою «ношу», показав плохое поведение.
Прямая похвала индивидуальности, как и прямой солнечный свет, вызывает дискомфорт и временное ослепление. Любому человеку неловко, когда его называют чудесным, ангельским, великодушным и скромным, он испытывает внутреннее стремление отклонить хотя бы часть этой похвалы, на людях он не может встать и сказать: «Спасибо, я принимаю ваши слова о том, что я чудесный». Внутренне он должен отрицать эти слова. Он не может честно сказать себе: «Я чудесный. Я хороший, сильный, великодушный и скромный».