Последние новости
04 дек 2016, 21:59
Все ближе и ближе веселый праздник – Новый год. Понемногу начинают продавать...
Поиск

» » » » Желательная и нежелательная похвала. Психология ребенка


Желательная и нежелательная похвала. Психология ребенка

Желательная и нежелательная похвала. Психология ребенкаОзначает ли вышесказанное, что отныне похвала «вне закона» — отнюдь нет. Это лишь означает, что похвала, как и пенициллин, не должна применяться опрометчиво. Есть правила и рекомендации для применения сильнодействующих лекарств, — в них оговаривается время приема, дозы, имеются предостережения о возможных аллергических реакциях. Правила необходимы и для применения «эмоционального лекарства». Важнейшее правило заключается в том, что похвала должна относиться только к усилиям ребенка, но не должна касаться его характера и индивидуальности.

 

Когда мальчик убрал двор, вполне естественно заметить ему, как хорошо он работал и как чисто выглядит двор. При этом совершенно ни к чему говорить ему, какой он хороший. Слова поощрения должны отражать для ребенка реалистичную картину его достижений, а не лакированный облик его персоны.

Пример желательной похвалы. Восьмилетний Джим хорошо поработал по уборке двора. Он смел граблями листья, убрал мусор и по порядку разложил инструменты. Обрадованная мать похвалила его за работу.

 

Мать: Двор был такой грязный. Мне даже не верилось, что удастся навести порядок.

Джим: А я навел!

Мать: Он весь был устлан листьями и замусорен.

Джим: А я все убрал! Мать: Прекрасная работа! Джим: Да.

Мать: Теперь двор такой чистый, что приятно посмотреть.

Джим: Это здорово!

Мать: Спасибо, сынок.

Джим (с широкой улыбкой): Рад стараться!

 

Слова матери внушили Джиму радость и гордость за результат своих усилий. Вечером он едва дождался возвращения отца, чтобы показать ему вычищенный двор и снова испытать гордость о хорошо выполненной работе.

 

Поощрительные слова, адресованные индивидуальным качествам ребенка, не приносят пользу:

— Ты такой замечательный ребенок.

— Ты настоящий маленький помощник матери.

— И что делала бы без тебя твоя мама?

Замечания такого типа могут вызвать у ребенка тревогу. Он понимает, что на самом деле далек от совершенства и не в состоянии оправдать этот комплимент. Поэтому, чтобы не ждать со страхом «разоблачения», он может решить немедленно облегчить свою «ношу», показав плохое поведение.

 

Прямая похвала индивидуальности, как и прямой солнечный свет, вызывает дискомфорт и временное ослепление. Любому человеку неловко, когда его называют чудесным, ангельским, великодушным и скромным, он испытывает внутреннее стремление отклонить хотя бы часть этой похвалы, на людях он не может встать и сказать: «Спасибо, я принимаю ваши слова о том, что я чудесный». Внутренне он должен отрицать эти слова. Он не может честно сказать себе: «Я чудесный. Я хороший, сильный, великодушный и скромный».

Источник:
21 апр 2010, 14:13
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.