Последние новости
09 дек 2016, 23:07
 Уже вывешивают гирлянды. Готовятся к Новому году. Кто-то украшает живую елку,...
Поиск

» » » » Плюрализм научного познания


Плюрализм научного познания

Плюрализм научного познанияАнализ научного познания показывает неустранимую множественность, плюрализм всех его шагов, совершаются ли они в направлении от чувственных данных к предельным теоретическим обобщениям или, наоборот, от обобщений к чувственным данным. Если рассмотреть первое направление, то плюрализм можно увидеть уже в самих чувственных данных.

Объективная возможность плюрализма чувственных данных заложена в подчиненности последних закону специфических свойств анализаторов (рецепторов, проводящих нервных волокон и отделов мозга). Специфическое качество ощущений анализаторов обусловлено особенностью работы центров мозга, различием в толщине проводящих нервных волокон и скоростью проведения нервных импульсов, избирательностью возбуждения анализаторов, их настроенностью на определенные раздражители.

 

Один и тот же объект отражается в различных ощущениях. Обычно ощущения дополняют друг друга, в силу чего возникает чувственное восприятие объекта как целого. Но иногда ощущения оказываются взаимоисключающими. Примерами могут служить восприятия зрительно и на ощупь весла, наполовину опущенного в воду, ощущения нагретости металла и дерева одинаковой температуры и т.п.

 

Рано или поздно устанавливаются объективные причины расхождений в показаниях органов чувств, но не отвергается возможность таких расхождений в показаниях различных органов чувств. Кроме того, существуют частичные расхождения в показаниях одинаковых органов чувств различных людей при восприятии одних и тех же объектов (полные расхождения - в случаях аномалии типа дальтонизма).


Расхождения в показаниях одинаковых органов чувств остаются достоянием обыденного познания. В научном познании такого рода индивидуальность ощущений исключается принятием эталонов изучаемых свойств, и эталоны составляют важнейший элемент измерительных приборов. Однако с заменой органов чувств приборами плюрализм ощущений заменяется плюрализмом данных наблюдений и измерений. Расхождения в показаниях возможны как для приборов одного вида, различных по классу точности, так и для различных приборов, применяемых для наблюдения и измерения одних и тех же явлений. Например, величину массы тела можно измерить с помощью весов и динамометров, дающих расхождения в показаниях.


История науки показывает, что плюрализм является неизбежным спутником эволюции средств наблюдения и измерения, начиная с тех, которые касаются основных физических величин (расстояния, времени, массы, заряда и т.д.).


Характеристика чувственного уровня знания как плюралистического предполагает выход за пределы чувственного знания в область знания объекта самого по себе, вне чувственных данных о нем. Такой выход не очевиден по используемым в нем средствам. В первом приближении его можно представить в виде обобщения чувственных данных. Обобщение применительно к становлению научного знания может быть различным по глубине и широте: от индукций обыденного опыта до свободного творения исходных утверждений о ненаглядных и ненаблюдаемых объектах в современных научных теориях.

 

И каждый шаг в обобщениях осуществляется множеством способов. Первым шагом за пределы чувственновоспринимаемого являются простейшие неполные индукции, возникающие на основе повторений в восприятиях. Эти индукции оказываются случайными по принимаемым признакам повторяющегося в восприятиях. Правила индукции, приводимые в логических словарях и учебниках, не указывают внутренних оснований, скрытых за внешними сопутствиями и следствиями, которые определили бы, какие именно из повторяющихся признаков следует считать существенными.

 

Из-за отсутствия средств выделения существенного на первых порах познания в любой науке все факты выглядят равноправными для последующего познания. В дальнейшем обычно выясняется, что либо факты одного класса на самом деле различны по скрытым за ними сущностям, либо факты разных кдассов имеют одну и ту же сущность. Например, такие разные, факты, как наблюдаемое в разное время с Земли изменение периода затмения спутника Юпитера (опыт Ремера), аберрация звезд (отклонение луча звезды от оси трубы телескопа, наведенного на звезду, - опыт Брэдли) и отсутствие смещения интерференционных полос при повороте прибора для установления различия в величине скорости света в направлении и поперек движения Земли (опыт Майкельсона-Морли), оказалось, имеют одну сущность - независимость скорости света от движения источника.

 

А, скажем, одинаковые факты снижения реальных доходов населения могут иметь разную сущность: инфляцию в преуспевающей экономике, работающей на экспорт, или снижение зарплаты из-за растущей безработицы, удешевления рабочей силы в экономике, переживающей спад производства. Выход за пределы фактов в область объединяющей их сущности начинается с установления эмпирических законов. Эмпирические законы отражают существенные отношения между фактами; выделение таких отношений связано с абстрагированием, идеализацией, экстраполированием.

 

Возникают объекты, объединяющие разнообразные факты и не фиксируемые средствами, устанавливающими разнообразие фактов. Такими объектами называются «абсолютно жесткие стержни», «идеальный газ», «бесконечное электрическое поле», «химический элемент», «молекула», «инстинкт» и т.п. Формулировка эмпирического закона основывается на принятии одних из множества различных допущений о сущности фактов.

24 мар 2010, 13:04
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.