Последние новости
05 дек 2016, 21:32
Приближается конец 2016 года, время подводить его итоги. Основным показателям финансового...
Поиск

» » » Страсть ребенка к свободе


Страсть ребенка к свободе

Страсть ребенка к свободеСтрасть ребенка - страсть к свободе. Он проявляет ее с раннего детства и в разных формах. Особенно сильно она обнаруживает себя, когда ребенок с 2-3-летнего возраста пытается ускользнуть из-под опеки взрослых и стремится утвердить свою самостоятельность. Если ребенок страсть к взрослению утверждает в общении со взрослыми и потому ищет взрослого, который удовлетворит в нем эту потребность, то страсть к свободе он ищет опять-таки в общении со взрослым, однако путем воспитания личности.

 

В этой связи педагог должен определить принципиальную направленность и содержание образования, внедрять новые методики обучения физиогномике, с помощью которых можно определить концепцию философско-духовно-го восприятия ребенка. Гуманно-личностный образовательный процесс должен быть пронизан учительским оптимизмом в отношении каждого ребенка. Учитель вселяет уверенность в ребенке.

 

Он поощряет детей, стремится к самовоспитанию, выработке воли и характера, обогащению и расширению духовного мира, трудностям в развитии и усвоении знаний, ставит перед ними общие и индивидуальные цели.


Учительский оптимизм в отношении детей зависит от философского восприятия ребенка. Кем является ребенок для учителя? Если ребенок только ученик, только воспитанник, кoтoрый обязан в силу социальной обусловленности усваивать знания и ценности, то сила оптимизма в образовательном и воспитательном процессе гаснет. Учителю не раз покажется безнадежным тот или иной ученик, отстающий от других и ведущий себя безалаберно.

 

Чтобы не допустить такой мысли, не говоря уже о проявлении соответствующих ей отношений к детям (жалость, грубость, попытки избавиться), он должен быть вооружен верой, которая будет руководить им, питать его оптимизм.


В чем заключается суть этой веры, суть восприятия ребенка учителем? Следует сказать, что воспитание личности как важнейшая форма общественного мышления и деятельности людей - это игра. Заставить ребенка играть абсолютно невозможно, можно только приобщать его к игре. Если он включается в игру и играет в ней роль, он знает, что обязан будет подчиниться правилам игры, играть по правилам. Иначе дети выгонят его из игры, скажут: ты не умеешь играть, ты нам мешаешь, с тобой неинтересно играть.


Ребенок внутренне готов к свободной несвободе, к упорядоченной, узаконенной обществом дозволенной свободе, к сужению безответственного проявления иных своих потребностей.


Необходимо уточнить одну объективную закономерность воспитательного процесса: это процесс принуждения, ограничения свободы ребенка. Закон принуждения усугубляется в авторитарном воспитательном процессе, он не исчезает и в гуманном образовательном процессе. От ребенка, его хотений не зависят ни содержание образования, ни формы его организации, ни методы, ни общий распорядок школы и т. д. Это, как правило, ролевые игры: их надо принять, им надо подчиниться.


В личностном воспитательном процессе принуждение может быть нивелировано, поскольку естественным образом развиваются природные силы ребенка. Страсть к свободе рождает принцип сохранения за ребенком чувства свободного выбора. Среди этих условий одно из ведущих мест занимает изящное, искусное педагогическое воздействие, а также равноправное общение с ребенком, любовь к нему, вера в его возможности,

сотворчество и сотрудничество, взаимное уважение и взаимные обязанности. Кроме того, каждый ребенок как неповторимость - в зависимости от своего отчества - несет в себе индивидуальные силы: способности, дарования, возможности, личностные качества. Следует осознать истину, что каждый ребенок приходит в земную жизнь с уже вложенным характером. Можно облагородить и возвысить сущность человека, но нельзя изменить ее.

 

Распознавание неизменной сущности ребенка станет ключом к его личности. С помощью имени-отчества и месяца рождения ребенка можно с точностью до 85% прогнозировать его будущую карьеру, наиболее полно раскрыть его возможности, выбрать специальность, развить заложенный в нем талант, способности. От этого во многом зависит его благополучие, личная жизнь, а значит, и судьба приступить к делам, к которым призывает сердце.


Дети стремятся к взрослению, хотят быть более взрослыми, чем они уже есть. Подтверждение тому - ролевые игры, в которых каждый ребенок берет на себя обязанности взрослого человека. Страсть к взрослению сначала незаметно сопровождает страсть к развитию, но постоянно усиливается и начинает влиять на все сферы жизни ребенка.

 

Детство - это не застывшее состояние беспечности, золотая пора, когда ни о чем не надо заботиться. Сама природа, космические силы в ребенке не склоняют его к такой беспечности. Настоящее детство - сложный, порой мучительный процесс взросления. Страсть к взрослению несет ребенку много осложнений в общении со взрослыми, тем более если взрослые не понимают и не принимают эту природную силу в ребенке.


При усилении импульсов такой страсти ребенок начинает искать соответствующие условия и среду для ее удовлетворения. Он начинает подражать внешним проявлениям жизни взрослых (попадание ребенка в дурную компанию) и т. д. Однако дурным привычкам и дурному влиянию взрослых ребенок поддается тогда, когда в среде его близких (родных, учителей, одноклассников-товарищей) он не находит удовлетворения своей природной страсти, перед которой он, как перед стихией, бессилен в одиночестве.


Удовлетворение страсти к взрослению происходит в общении, в первую очередь со взрослыми; общаясь со сверстниками, ребенок не в состоянии в полной мере удовлетворить эту потребность. Младший школьник стоит на пороге бурного проявления своей страсти к взрослению, именно в этом возрасте он должен ощущать доброе, облагороженное окружение взрослых, утверждающее в нем право на взрослость, видящее в нем взрослого человека, общение с которым ведется на равных. Формула «ты еще маленький» и соответствующие ей отношения, имеющие открытые, осознаваемые ребенком формы, абсолютно противоречат основам гуманной педагогики.


Психика ребенка есть целостное явление, а сам он - целостная личность. Природа в ребенке проявляет себя в трех мощных движущих силах. Они переживаются им как страсти, стремления, которым он подвластен. Представим картину природы ребенка в виде треугольника, грани которого обозначают страсти к развитию, взрослению и свободе. Внутри треугольника заключено условие целостности личности ребенка - психика, дух, огонь проявления.

 

В целом - энергия его души и духовности, стремящаяся к высвобождению, т. е. к проявлению, развитию и утверждению. Все это заключено в круге; это процесс образования, воспитательный процесс со всеми его компонентами, в том числе и физиогномика. Процесс образования и воспитания будет гуманным настолько, насколько он в состоянии вбирать в себя ребенка со всеми его страстями, стремлениями, опережать во времени пробуждение этих страстей, будить и провоцировать их и создавать условия для становления.

 

Чем гармоничнее, чем целостнее окажется это единство, тем успешнее и полнее будет вырисовываться из внутреннего огня ребенка его будущая личность, качества его личности. Человек становится личностью в той мере, в какой он ищет себя, открывает в себе цель своего служения и служит ей - несмотря ни на какие жизненные трудности и осложнения. В этом суть гуманно-личностного подхода к детям в образовательном и воспитательном процессе.

Многое зависит от имени-отчества и месяца рождения учителя, что никогда не учитывается во взаимоотношениях преподавателя и ученика, включающих систему: ребенок - учитель - общение. Это характеризует образовательный и воспитательный процесс, строящийся на началах педагогики. Раскрыть эту триаду можно через описание специфических особенностей гуманно-личностного образовательного и воспитательного процесса.

 

Ребенок - деятельное природное существо, имеющее еще не развитые и не проявленные силы и духовную безграничность. Он из рук в руки передается природой человеку, людям, ставшими уже взрослыми, умными, образованными; ставшими учителями и воспитателями и берущими на себя ответственность завершить начатое природой дело сотворения человека. Поэтому образовательный и воспитательный процесс должен охватывать ребенка полностью и творить в нем развитого, свободного и образованного человека.

 

Оптимистическая, жизнеутверждающая и жизнерадостная сила образовательного и воспитательного процесса заключена во внутренней преемственности созидательной деятельности природы и человека-воспитателя, человека-учителя, направленной на сотворение благородного человека, достойного и щедрости природы и гуманности общества.


Источник:
17 мар 2010, 10:18
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.