Последние новости
09 дек 2016, 23:07
 Уже вывешивают гирлянды. Готовятся к Новому году. Кто-то украшает живую елку,...
Поиск

» » Подход к работе со снами


Подход к работе со снами

Подход к работе со снамиПоскольку в задачу этой книги входит изложение непосредственного, практического подхода к работе со снами, мы не будем тратить много времени на теорию. Однако в юнгианском анализе снов существуют определенные концепции и термины, которые очень полезно узнать, чтобы легче ориентироваться в мире снов. Поскольку мы будем время от времени сталкиваться с ними, мы воспользуемся имеющейся у нас возможностью и поговорим о них сейчас. Затем мы перейдем к практике, чтобы понять, как ими пользоваться.

Хорошей отправной точкой может послужить обращение к какому-нибудь сну, который мы потом сможем использовать как иллюстрацию к некоторым базовым идеям. Это сон молодой женщины, работающей по специальности и ведущей деятельный образ жизни. Сон короткий, простой и поверхностный, но он оказал мощное воздействие на свою "хозяйку".

Сон "Бродяга".
Я ищу ключи от своей машины. Я понимаю, что они у моего мужа. Потом вспоминаю, что мой брат одолжил мою машину и до сих пор не вернул ее. Я вижу мужа и брата и зову их. Похоже, они меня не слышат. Затем неопрятный молодой человек, похожий на бродягу, забирается в машину и уезжает. Я чувствую огромное возмущение, беспомощность и, до какой-то степени, одиночество.

Работу над этим сном сновидящая начала с обращения к двум основным принципам: во-первых, основная функция сна заключается в том, чтобы выражать бессознательное (стало быть, она поняла, что сон выражает что-то, что существует внутри нее на уровне бессознательного); во-вторых, она знала, что образы из сна должны восприниматься не буквально, а как символы частей ее личности и динамики ее внутренней жизни. Она проделала работу со сном, а к образам из сна применила Активное Воображение.

Результатом стало следующее базовое толкование: из-за тех спонтанных ассоциаций, которые вызывали в ее мозгу муж и брат, она почувствовала, что они выражают ту ее часть, которая стремится к покою, медитации и уходу в самое себя. Она поняла, что настолько увлеклась своей чисто внешней профессиональной жизнью, что у нее не осталось времени на дом, семью и сосредоточенные размышления.

Она взяла на себя больше, чем могла вынести, поскольку была не только сильно занята по работе, но еще занималась и преподавательской деятельностью. Она перетрудилась, стала раздражительной, неспособной выкроить минутку для того, чтобы побыть в одиночестве или провести время со своим мужем.

Машина была символом ее чрезмерной занятости делами. Этот образ жизни проявился, как "средство передвижения", в которое она влезала, и которое уносило ее прочь. Подобно машине, этот образ жизни был механизмом, порожденным коллективным обществом, и, до определенной степени, ею не контролировался. Она чувствовала себя так, словно что-то затолкало ее в автомобиль, включило зажигание и «увезло» ее к очередному проекту, очередной работе.

Она поняла, что другая мужская фигура (угнавший ее машину "бродяга"), представляла собой ту часть ее личности, которая всегда хотела быть начеку и всегда на все соглашалась, которая обожала включать зажигание и гонять вместе со всем коллективом по кругу. «Бродяга» был похож на буйнопомешанного, который и минуты не может посидеть спокойно. Сновидящая чувствовала, что разрывается между той стороной жизни, которую представляли ее муж и брат, и той стороной, которую представлял "бродяга".

Благодаря этому сну, женщина внесла кардинальные изменения в свой распорядок дня. Она сократила свои обязанности во внешнем мире и стала уделять больше времени своей семье, покою и внутренней работе. Когда она сосредоточила свою энергию на наиболее важных для нее аспектах жизни, она сразу же почувствовала огромное облегчение.

Этот сон иллюстрирует несколько базовых принципов, которые помогут нам в будущем. Во-первых, важно усвоить следующее: даже короткий, на первый взгляд незначительный сон, пытается сказать нам что-то, что нам нужно знать. Сны никогда не тратят наше время попусту. Если мы прислушаемся к «маленьким» снам, то обнаружим, что они несут в себе важные послания.

Кто же эти персонажи, населяющие наши сны? Какие части нашей внутренней структуры представляют фигуры типа мужа, брата, бродяги? Для женщины из нашего примера образ мужа представлял собой нечто, отличное от ее подлинного, физического мужа - нечто, находящееся внутри ее собственного внутреннего существа. В этом сне образ мужа представлял собой действующий внутри нее "принцип жизни", набор ценностей, внутреннее понимание того, какой именно образ жизни наиболее соответствует ее истинному характеру.

Многообразие населяющих сны персонажей отражает плюрализм и многосторонность структуры внутреннего «я». Все мы состоим из многочисленных внутренних «личностей», сосуществующих в одном разуме и в одном теле. Мы думаем о себе как об одной личности, с одним мировоззрением, но если мы вникнем в это, то вынуждены будем признать, что испытываем такое ощущение, словно внутри нас сидит несколько человек, каждый из которых тянет в свою сторону.

Сны в символической форме демонстрируют нам все взаимодействующие внутри нас различные личности, из которых состоит наше полное «я». Во сне «Бродяга», сновидящая обнаружила несколько аспектов своего существа, представленных образами мужа, брата и бродяги. Одна часть ее существа хотела оставаться дома, заниматься огородом, предаваться размышлениям, весело проводить время со своей семьей. Другая часть ее существа хотела отличиться в своей работе.

Еще одна ее часть хотела вместе с бродягой мчаться в крестовый поход "добрых дел" во имя спасения мира. Похоже на то, что «бродяжья» часть ее существа была лишь слегка видоизмененным проявлением живущего внутри женщины архетипа героя. Сон, продемонстрировав ей все эти противоположные качества и устремления, ясно дал понять, что ей необходимо найти "золотую середину".

Юнг заметил, что каждый из наших психологических компонентов является отдельным центром сознания. Мы можем думать о них как о находящихся внутри нас структурах, образующих нашу полную душу. Мы можем рассматривать их как соединенные в определенную комбинацию независимые энергетические системы, ибо все они являются автономными - у каждой из них есть свое сознание, свои собственные ценности, желания и точки зрения.

Каждая из них ведет нас в другом направлении; каждая из них обладает своим особым свойством или качеством, которое разнообразит нашу жизнь; каждая из них играет свою роль в нашем полном характере. Вот почему у нас часто возникает ощущение, что внутри нас живет несколько совершенно разных людей. Нет ничего удивительного в том, что в наших снах они символизируются определенными персонажами.

Зачастую бывает так, что мы, пытаясь принять какое-либо решение, думаем, что руководствуемся фактами или логикой, а на самом деле находимся в самой гуще битвы между живущими внутри нас ужасными силами.

Поскольку в большинстве своем эти силы принадлежат к бессознательному, и мы не знаем, кто за что бьется, мы не можем добиться заключения мира. Мы не знаем, чью сторону нам принять. Мы разрываемся между двумя противоположными силами и чувствуем свою полную беспомощность.

15 мар 2010, 22:19
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.