Последние новости
11 дек 2016, 01:40
Дом на Намыве в Белой Калитве по ул. Светлая, 6 давно признан аварийным. Стена первого...
Поиск

» » » » Особенности национальной стоматофобии


Особенности национальной стоматофобии

Особенности национальной стоматофобииОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ СТОМАТОФОБИИ

...Однажды мне пришлось совершенно случайно познакомиться с высказыванием одного из американских стоматологов, который приехал попрактиковать к нам - или попрактиковаться на нас? Последнее, судя по всему, вернее, ибо высказывание его (после осмотра очередного пациента) в переводе на русский звучало так: Боже мой, я даже у эскимосов такого не видел!

Но на самом-то деле, смех этот сквозь слезы. Ведь совершенно неразумно гордиться тем, что у нас, наверное, самые разрушенные зубы на всем земном шаре (ну, исключая животных, да и то не всех :) ). Многим из нас до сих пор непонятно, как в зарубежной литературе персонажи ходят раз в полгода к своему дантисту. Зачем? - недоумевают соотечественники. - Ведь зубы-то у них не болят? Понятно, мы к зубному бежим (или к счастью, бежали до недавнего времени) только тогда, когда зубы начинало словно выкручивать из десны (да и то прежде старались вначале анальгинчиком их)... Некоторые страдальцы на полном серьезе рассуждают примерно так: ну болят зубы, ну поболят - сами выпадут... Но происходит так не потому, что многие из нас мазохисты. Просто у большинства наших людей буквально в крови страх перед зубными врачами - этакая, если можно так выразиться, стоматофобия.

Хотя, конечно, если быть точными, то это не совсем так. Любая фобия - это страх немотивированный, возникающий без внешнего повода - более того, сам страдающий фобией зачастую умом понимает, что бояться нечего, но все равно боится... А стоматофобия - это страх, увы, мотивированный. И мотивировался он, к сожалению, на протяжении как минимум нескольких поколений, складываясь из самых разных аспектов...

1. Мотив, навязший у всех (извините за невольный каламбур) в зубах: отсутствие должного уровня профилактики. Те самые визиты к стоматологу, когда зубы еще не болят - кому эти визиты были нужны лет двадцать назад? Стоматологу? Нет. Ему, извините за прямоту, за профилактику никто не платил - только за лечение. Пациенту? Тоже нет. Потому как иной доктор, недовольный тем, что его зря побеспокоили, возьмет да и выскажет - что это, мол, вы сюда приперлись мое время тратить, вон у меня полный коридор с острой болью, а вы тут со своими здоровыми зубами! Вот когда заболит, тогда приходите (вернее, приползайте...) В общем, когда заказывает работу пациент, а оплачивает государство, у врача нет никакой заинтересованности возиться с больным. И в итоге можно сказать, что стоматофобия - одно из закономерных следствий всеобщей бесплатной медицины. При таком раскладе, кстати, еще и нет никакой почвы для возникновения элементарной эмпатии между врачом и больным. А когда такой эмпатии нет, очень часто больной без всякого повода начинает врача бояться.

2. Пресловутое стремление экономика должна быть экономной - когда экономить начинают на пациентах, тогда тоже ничего хорошего ждать не приходится. Стоматология вообще одна из наиболее наукоемких отраслей медицины, где важна не только голова и сердце врача, но и оборудование, и материалы, и время... Так вот, если у среднестатистического врача было примерно шесть минут на каждого пациента (открой рот - закрой - следующий), где уж там думать, как спасти зуб - выдрать, и все дела! И обезболивание с точки зрения экономики тоже было очень экономным - многие пациенты доводили состояние зубов до удаления исключительно потому, что только удаление шло под местной анестезией, остальное все делалось как есть...

Материалы вчерашние, оборудование - прямо принадлежность испанской инквизиции (кто тогда говорил о высокоскоростных бормашинах - нет денег и все), а уж на то, чтобы просто поговорить с человеком, который весь трясется - так и подавно некогда. Какие уж там элементы психотерапии - проще и быстрее прикрикнуть в сердцах не больно, не ори!! Хотя стоматолог, как никакой другой врач, работает нередко в самом прямом смысле с голыми нервами больного... Наша советская стоматологическая школа вообще в результате экономики в основном и стояла на том, что пациенту надо будет потерпеть. Мол, ничего не сделаешь - в таких условиях лечить зубы без боли нельзя! И врачи выкручивались кто как мог: кто обучался кричать на пациента чего орешь, а кто осваивал навыки анестезии с помощью гипноза (кроме шуток - у меня среди стоматологов было много таких учеников!). Но если речь идет чуть ли не о наркозе с помощью полена - о каком удовольствии от посещения зубного врача можно было говорить?

3. Сами врачи - тоже, скажем так, не ангелы с крыльями. Да, профессиональная врачебная этика не советует говорить плохо о коллегах, но увы, в медицине есть такие личности (чуть не сказал особи), которых и коллегами-то называть не хочется. Эти люди получают удовольствие от чужих страданий (и короче называются обычно садистами). Сейчас такие врачи не задерживаются во всяких платных кабинетах, но в какой-нибудь районной или льготной поликлинике встретить такого вероятность очень высока. Если такой человек выбирает медицину, то его, как правило, влекут три дороги: хирургия, травматология и стоматология. Слава богу, что таких немного, но когда попадаешь к такому на прием... Да это настолько врезается в память, что невольно начинаешь делать обобщение: хирурги - мясники, травматологи - костоломы, а уж стоматологи - вообще страшно сказать. Таким образом незаслуженно обиженному большинству стоматологов как бы и крыть нечем - пациент их уже априори боится всех скопом...

Да, разумеется, сейчас все по- другому. И материалы современные, и оборудование новое - в основном, кстати, за счет того, что в большинстве своем стоматология стала платной. И врачи, соответственно, стали в пациентах заинтересованы и вроде бы перестали им откровенно хамить... Но сформировавшаяся, впитанная с молоком матери боязнь все еще осталась. И стоматологические кабинеты тратят на рекламу как минимум вдвое больше средств, чем должны: потому что вторая половина денег идет на преодоление того бессознательного сопротивления, которое испытывает человек при одной мысли о походе к зубному...

Кстати, можно провести такой эксперимент. Посадите любого нашего человека в кресло (не обязательно стоматологическое, можно мягкое, домашнее), предложите полностью расслабиться, закрыв глаза, а потом попросИте чуть запрокинуть голову и открыть рот (для полноты картины можно посветить в лицо яркой лампой). В девяноста пяти случаях из ста пульс у такого человека учащается чуть ли не до 140 ударов в минуту! Хотя он все-таки осознает, что он не у стоматолога!

Здесь же становится понятно, почему столь популярен стал общий наркоз в стоматологии (стоило ему только появиться). Больному надо отключиться не только от локальной боли в зубе, сколько в принципе от ощущения того, что он в стоматологическом кресле. Это ощущение предполагает такой стресс, что даже легкое касание эмали зуба может быть воспринято как жуткая боль! Именно такую парадоксальную реакцию можно наблюдать у пациентов, которые изначально считают, что любое движение врача должно причинить страдание. Поэтому и пациенту, и врачу гораздо легче, если такой больной отключится в кресле и вообще ничего не будет ощущать какое-то время. Вот нередко общий наркоз и вводится в культ (чаще всего, конечно, пациентами), а отсюда - рукой подать до немотивированного применения, что может привести к более тяжким последствиям. Но все равно больные идут на риск. Интересная получается трансакция: лучше смерть, чем осознание того, что ты в кресле зубного врача!

Здесь надо замолвить слово и за врачей, которые тоже не железные, а живые люди со своими нервами. Они зачастую искренне недоумевают, почему в их светлый просторный кабинет с высокоскоростной бормашиной, современными анестетиками и т.п. пришел пациент, сел в мягкое удобное кресло... и затрясся от страха. Врач ему: больно не будет, а тот все равно трясется. И работать, между прочим, не дает. И дело не в том, что при платной медицине у врача поток: когда надо, и повозиться теперь можно, благо появилась заинтересованность клиентов не терять... Проблема в другом: как прикажете работать с трясущимся пациентом, который не ровен час и рот может в страхе захлопнуть, и зубы сжать - а у врача там инструменты (и руки, между прочим)?! А врачи с гипертрофированным чувством собственного достоинства вообще начинают совершенно бессознательно чуть ли не злиться на такого больного: мол, явился тут, истерики закатывает, еще ничего и не начали; а, так он мне не доверяет, а чего ж тогда пришел-то ко мне! И в душе поселяется некая обида, что тоже не способствует успешной и эффективной работе.

Да не в том дело, уважаемые коллеги, что пациент вам не доверяет! Ему просто наверняка мама в детстве рассказывала, к примеру, как ей в молодости дюжий стоматолог удалял зуб мудрости сорок минут без наркоза. А дедушка скорее всего делился впечатлениями от посещения протезиста, да к тому же еще и ронял периодически на обеденный стол вставную челюсть... Да и сам пациент в детстве явно посещал школьного зубного врача, который сверлил детям зубы той самой бормашиной, которой сейчас врач позволяет себе только слегка обточить готовую пломбу - такую эта машина дает вибрацию (а представьте себе, что такой машиной - и в кариозную полость, да без наркоза)? И после нескольких десятилетий подобной дрессировки вы хотите, чтобы пациенты у вас в кресле не тряслись? Да вы им спасибо скажите, что они вообще до вас дошли!

Сами зубные врачи наверняка знают, какие в нашей стране ходят о стоматологах и сопутствующей им зубной боли анекдоты и легенды. Потому что наш человек на уровне бессознательного не разделяет понятия стоматолог и боль!

Но хорошо, а есть ли какой-нибудь выход? Или всем нам и нашим детям суждено, как первобытным людям, терять все зубы в 30 лет (и потом всю оставшуюся жизнь искать хорошего протезиста)?

Первое средство от национальной стоматофобии - государственное. Это все та же профилактика. И в конце концов, пусть в этой профилактике будут заинтересованы врачи: вообще врача принято ценить (и социально и материально) не по количеству, скажем, тех операций, которые он сделал, а по количеству тех, без которых сумел обойтись. Так и тут: пока наших стоматологов будут ценить по количеству выдернутых зубов и поставленных протезов, мы еще долго будем бояться к ним ходить...

Ну а пока государственные программы раскачиваются, мы можем кое-что и сами.

Второе средство - психоаналитическое: как известно, решение многих проблем заключается в том, чтобы бессознательные тягостные ощущения вывести в сознание, обозначить, разобрать и т.п. Так вот, если мы будем понимать, по каким таким причинам мы изначально боимся всех стоматологов и даже их пустых кресел - во многом будет легче.

Третье средство - медицинское: выбрать хорошего врача. Да, с первого взгляда трудно определить, насколько это грамотный специалист. Но если врач вас привлек как личность, если он рассказал вам о своем подходе к больному (и вам этот подход подошел), если вам известно, какими методами пользуется этот доктор и как относится к тем или иным нововведениям в стоматологии - вы уже знаете о нем много. (Таким образом и получается, что рекламировать нужно у нас не стоматологию, а стоматологов). Пообщавшись с доктором перед тем, как сесть в его кресло, узнаете еще больше - резок врач в суждениях и действиях или мягок, отчаянно-решителен или раздумчив... Здесь, если возникла эмпатия и доверие - вероятность бессознательного страха падает во много раз.

Средство четвертое, социальное - это ценность здоровых зубов и улыбки. В конце концов, сейчас степень не только белизны, а в принципе здоровья зубов становится обозначением высоты той социальной ступеньки, на которой стоит человек. Поэтому, как говорится, хочешь быть уважаемым в обществе - пойди к хорошему стоматологу. При таком подходе, кстати, люди будут чаще улыбаться - по крайней мере те, кто до сих пор стеснялся своей улыбки из-за качества зубов. Правда, большинство людей перестало улыбаться по совсем другим причинам - но это уже работа для меня и моих коллег, а не для стоматолога!

14 мар 2010, 11:24
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.