Последние новости
05 дек 2016, 21:32
Приближается конец 2016 года, время подводить его итоги. Основным показателям финансового...
Поиск

» » » » Понятие об ориентировочной основе действий


Понятие об ориентировочной основе действий

Понятие об ориентировочной основе действийПроцесс усвоения. Понятие об учении. Формирование навыков самоконтроля действий при освоении трудовых приемов.
Управление процессом учения достигается предварительной разработкой и использованием в учении ориентировочной основы действия (ООД).
Структура любого действия включает в себя ориентировку, исполнение и контроль.
При формировании новых действий решающая роль принадлежит ориентировке на условия действия. Система условий включает особенности цели и объекта действия (предмета труда), средства, или орудия труда, способы действий (операции).

ООД - это та система условий, на которую реально опирается обучающийся при выполнении действия. Она может совпадать с объективно необходимой, но может и не совпадать с ней. Если при выполнении трудового действия имеет место учет всех его условий, то ООД полная, если же какая-то часть условий не учитывается, то ООД неполная.
Главный источник ошибок при обучении новым действиям -неполная ориентировочная основа. При обеспечении полной ООД обучающийся с первого же раза и в дальнейшем правильно выпол¬няет осваиваемое действие на основе соответствующих предписаний.

Для управления процессом учения необходима такая его организация, которая обеспечивает: 1) знание и соблюдение учащимся условий действия; 2) превращения этих условий в ориентировочную основу и затем во внутренний (психический) механизм действия, а самого действия - в умения; 3) формирование умения, отличающегося разумностью, обобщенностью, сознательностью и далее, по мере его автоматизации - подконтрольностью.
Разумное умение означает ориентировку на существенные условия действия; обобщенное - применимое в широком объеме ситуаций данного типа, то есть обладающее переносом; сознательное точно и разнообразно выражаемое в речи; подконтрольное - регулируемое по ходу исполнения.

Характеристика формируемых умений зависит от типа ООД. Известны три типа ООД.
I тип - состав ООД неполный, ориентиры выделяются на опыте самим учащимся путем слепых проб (стихийный, неуправляемый процесс обучения).
II тип - полная ООД конкретных действий заранее разрабатывается педагогом и в виде готовой программы дается учащемуся. Этот тип ООД в частности используется при разработке документации письменного инструктирования.
Ill тип - учащемуся дается полная ООД, но не для конкретного действия, а для целого класса действий, то есть учащийся вооружается общим методом, с помощью которого он может самостоятельно строить ООД второго типа.

Корректировка исполнения действий опирается на самоконтроль. Самоконтроль - это сознательно и целенаправленно проводимое исполнителем наблюдение за правильностью выполнения своих действий (работы, заданий), умение замечать свои ошибки и недостатки. Важное место принадлежит пооперационному текущему самоконтролю.
Самоконтроль выражается также в умении оценивать ход и результат работы, анализировать трудовые действия в процессе труда.
Формирование умений при овладении действиями в психологическом плане проходит ряд последовательных этапов от двигательного действия через речевую форму к действиям в умственном плане.
Процесс усвоения знаний, умений и навыков осуществляется путем организации самостоятельного учения, то есть усвоения понятий и овладения трудовыми операциями.

Источник:
24 июн 2009, 14:10
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.