Последние новости
09 дек 2016, 23:07
 Уже вывешивают гирлянды. Готовятся к Новому году. Кто-то украшает живую елку,...
Поиск

» » » » Сочинение"Спор о человеке в пьесе М. Горького «На дне»"


Сочинение"Спор о человеке в пьесе М. Горького «На дне»"

Сочинение"Спор о человеке в пьесе М. Горького «На дне»"Пьеса «На дне» написана в 1902 году. Она имела колос­сальный успех, была поставлена на сценах не только россий­ских, но и европейских театров. Интерес к ней объясняется в первую очередь тем, что М. Горький достоверно и подробно изобразил жизнь людей «дна». Прежде на страницах русской классики рассуждали о жизни и смерти, о добре и зле в ос­новном люди, принадлежавшие к высшему обществу. Теперь же слово было предоставлено тем, кого обычно не только не слушали, но и не замечали.
 
[sms]Человек и его предназначение занимают большое место в разговорах ночлежников. Спор возникает между сторонника­ми двух концепций — традиционной (религиозной) и новой (атеистической). Православное, народное понимание человека воплощено в образе Луки. Для него человек — проводник Божьей воли. От того, как он выполняет эту роль, зависит его личное счас­тье. Чтобы добиться успеха, человек должен верить не в себя, а в Бога.
 
С точки зрения Луки, есть «люди», а есть «человеки», как «есть земля, неудобная для посева... и есть урожайная зем­ля...». Все обитатели ночлежки всего лишь люди. Поэтому единственная благодать, которая будет им дарована, — смерть. Вот почему Лука убеждает Анну встретить смерть как дол­гожданное избавление от мучительного существования.
 
Среди людей «дна» трудно найти кого-нибудь, готового и способного не к смерти, а к жизни. Пожалуй, только Наташа и Пепел обретают смысл жизни друг в друге. Они еще моло­ды. Они могут вырваться из-под власти обстоятельств. Они способны обрести веру в Бога. А значит, они достойны на­дежды и благодати. Остальные же обитатели ночлежки зас­луживают, по мнению Луки, только жалости. И он жалеет их, не заслуживших иной благодати, кроме смерти.
 
Жалость — вот что отличает религиозное понимание че­ловека от атеистического. Для Горького это имело огромное значение. По его словам, главный вопрос, который он хотел поставить в пьесе, звучит так: что лучше — жалость или истина?
 
Атеистическая концепция сформулирована Сатиным. Он объявляет человека единственным законодателем, опреде­ляющим собственную судьбу. Воля каждого сильна и сво­бодна. Человек свободен в своих поступках. Он способен самостоятельно достигнуть благодати. Надо только верить в себя, а не в Бога, не в «праведную землю», не во что-либо еще. Жалеть себя или другого бессмысленно, потому что никто, кроме самого человека, не виноват в его горестях. Разве можно жалеть того, кто осуществил свою волю? Если для верующих «блаженны нищие духом», то для сторонни­ков атеистических взглядов «блаженны сильные духом». Это по-своему очень привлекательно. Пьеса Горького такова, что в ней сторонники религиозного взгляда заходят в логичес­кий тупик. Бог дает человеку закон. «Законопослушный» блажен, преступивший закон несчастен. Но ведь именно Бог, провидение, судьба делает тебя праведным или грешным! Это тоже закон. Может быть, поэтому в религиозной кон­цепции и есть место жалости.
 
Однако в критический момент утешитель Лука исчез, сбе­жал, дискредитировав себя и свою идею. И это не единствен­ный сюжетный ход, позволяющий судить об авторской пози­ции, полагать, что сам Горький на стороне атеистов.
 
Человек, замученный жизнью, может утратить всякую веру. Так и случается с Актером, который, разуверившись в мило­сердии Бога и не надеясь на себя, кончает жизнь самоубий­ством. Но самоубийство — высшее проявление свободы воли, а следовательно, отрицание религиозной жалости Луки. Смерть Актера означает для Горького победу атеистического взгляда на человека. Вот почему так спокойно реагирует на страшное известие Сатин. По его мнению, Актер обрел веру в себя.
 
В пьесе «На дне» вера в человека одержала победу над верой в Бога. Это произошло потому, что автор сознательно сделал религиозную концепцию уязвимой. Горький хотел пока­зать, что православие исчерпало себя и его надо заменять но­вой религией. Для «пролетарского писателя» эта религия — коммунизм. Спор о человеке в пьесе «На дне» оказывает пер­вые шаги своей новой религии, ее первые победы в умах лю­дей. Эту тему он разовьет в романе «Мать». Борьбе за торже­ство новой веры он посвятит всего себя. А уж судить о право­мерности его выбора предстоит поколениям читателей.[/sms]
09 апр 2008, 09:00
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.