Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » Сочинения » 11 класс » Сочинение: Три правды в пьесе М. Горького «На дне»

Сочинение: Три правды в пьесе М. Горького «На дне»

Сочинение: Три правды в пьесе М. Горького «На дне»В интервью о пьесе «Надне» в 1903 году М. Горький так опреде­лил смысл ее: «Основной вопрос, который я хотел поставить, это — что лучше, истина или сострадание? Что нужнее? Нужно ли дово­дить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью? Это вопрос не субъективный, а общефилософский». В начале XX века спор об истине и утешительных иллюзиях был связан с практическими поисками выхода для обездоленной, угнетенной части общества. В пьесе этот спор приобретает особый накал, так как речь идет о судь­бах людей, безжалостно выброшенных капиталистическим обще­ством за борт жизни. Однако спор, который в ней идет, касается и мировоззрения наших современников, он важен для понимания и оценки социальных и нравственных проблем сегодняшнего дня.

В сюжете пьесы есть событие, которое сказывается на жизни ночлежки в целом, нарушая привычный ход ее. Это приход Луки. С образом Луки связано развитие философского плана пьесы, поста­новка вопроса о возможностях и назначении человека. Что же из­менилось с появлением Луки? Среди раздраженных голосов, исте­рических воплей, брани зазвучало ласковое, доброе слово, и потя­нулись к нему уставшие, во всем изверившиеся люди.
[sms]
С появлени­ем Луки в ночлежке как будто становится светлее и уютнее. «Занят­ный старикашка» притягивает внимание ночлежников своей доб­рожелательностью, общительностью, естественностью поведения. Ему ничего не стоит приспособиться к новым людям, будь то «на­род честный» или жулики, и к любой обстановке. Большой опыт, внутренняя уравновешенность сквозят в его складных речах. Он много странствовал, многое повидал на своем веку, не раз попадал в переплет.
 
Лука многое понимает, точно оценивает людей. Он спе­шит на помощь к тем, кто больше всего страдает. Лука искренне жалеет людей и хочет «обласкать их, сделать им хоть что-нибудь хорошее, дать хоть каплю меда», однако доброта его не беспредель­на: как только возникает опасность для него самого, «лукавый ста­рец» предпочитает скрыться.

Отношение Горького к Луке сквозит в обрисовке его характера, в выявлении его субъективных стремлений, в изображении объек­тивных результатов его утешительства. Надо ли утешать человека, внушая ему иллюзии, прибегая ко лжи, или надо открывать ему правду, как бы тяжела она ни была? На этот вопрос Лука и Горь­кий дают различные ответы. Кому помогли «приятные сказки» Луки?
 
Потеряв веру в существование лечебницы, в возможность возрождения, повесился Актер. Настя поняла, что не было и никогда не будет никакого Гастоши. Окончательно сломленная, озлобившаяся, она близка к самоубийству. Оказывается в тюрьме Васька Пепел, не осуществиться его мечте попасть в «золотую сторону». Лука видел человека маленьким, бессильным, нуждаю­щимся в сострадании. Его утешительство приучает человека к смирению, покорности, пассивности, уводит в сторону от дей­ствительного отношения к жизни.

Я, как и Горький, за правду. Писатель видит правду, которую он провозгласил устами Сатина. Эта правда заключается в признании силы, величия человека, его права на лучшую жизнь. «Человек... Это — огромно! В этом — все начала и концы... Все в человеке, все для человека!» Сатин видел человека свободным, достойным ува­жения. Человек, о котором говорит Сатин, не нуждается во лжи, ибо «ложь — религия рабов и хозяев!»

Со спорами о правде и утешительной лжи связана проблема мнимого и подлинного гуманизма. Гуманизм Горького не исклю­чает сочувствия, сострадания к человеку. Hо Лука, жалея людей, не верит в возможность изменить их жизнь и сеет иллюзии, уводящие от горькой правды, а в сущности — примиряющие с ней. Горький верит в человека, в его разум и волю, в способность активно воздей­ствовать на ход жизни.

Я считаю, что любая ложь во благо унижает человека. Раз чело­веку лгут, значит, считают его слабым, умственно и физически, не­способным совершить поступок, изменить свою жизнь к лучшему, т. е. неполноценным человеком, ущербным. И какой бы красивой и вдохновенной ни была бы эта ложь, она не принесет облегчения. Даже бедную, измученную Анну Луке не удается обмануть краси­выми сказками о загробной жизни и примирить со смертью. Анна не хочет «с радостью помирать»: «...Пожить бы... немножко! Коли там муки не будет... здесь можно потерпеть... можно!» Человека нуж­но уважать, а не жалеть.[/sms]
12 ноя 2007, 10:39
Читайте также

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.