Последние новости
09 дек 2016, 23:07
 Уже вывешивают гирлянды. Готовятся к Новому году. Кто-то украшает живую елку,...
Поиск

» » » Экономический упадок России в начале XVII века


Экономический упадок России в начале XVII века

Экономический упадок России в начале XVII века Пережив расцвет в XVI веке, Русское государство в нача­ле следующего столетия вступило в полосу экономи­ческого упадка, внутренних раздоров и внешнеполи­тических неудач. Настало Смутное время, ввергшее на­род в пучину бедствий. Истоки Смуты коренились в са­мой природе самодержавно-крепостнической системы, основы которой народились в годы опричнины и тор­жества крепостного права.
 
От времен феодальной раздробленности Россия унаследовала господство могущественной боярской ари­стократии. Высшим органом власти была Боярская дума, в которой заседали представители знатнейших фамилий государства. Московские государи принуждены были делить власть со своими влиятельными вассалами. Иван IV ввел опричнину. Опираясь на дворян-опрични­ков, он попытался избавиться от опеки Боярской думы и ввести самодержавную систему правления. Могущест­во знати было поколеблено, но не сломлено. Боярская аристократия ждала своего часа. Этот час пришел, когда настало Смутное время.
 
В XVI столетии значительно усилилось российское дворянство. Развилась поместная система землевладе­ния, открывшая дворянам доступ к земельным богатст­вам. В отличие от вотчин дворянин владел поместьем условно, пока нес государеву службу. С образованием новой системы управления — приказов — зародилась влиятельная российская бюрократия, дворянская по своему происхождению и укладу жизни.
 
В правление Бориса Годунова дворянство добилось отмены юрьева дня. Испокон веку русский крестьянин мог покинуть своего землевладельца в последние дни осени и по первому санному пути отправиться на новые земли, в поисках лучшей доли. Осенний юрьев день был для земледельца светом в окошке.
 
В конце XVI века на крестьянские переходы был наложен запрет, или, как тогда говорили, «заповедь». (Отсюда — «заповедные годы».) Поначалу ни помещики, ни крестьяне не предви­дели, к каким последствиям приведет отмена выхода в юрьев день. Все думали, что заповедные годы — мера временная и преходящая. Крестьян тешили надеждой, что им надо подождать совсем недолго — до «госуда­ревых выходных лет» — и их жизнь потечет по старому руслу. Но шли годы, и крестьяне начинали понимать, что их жестоко обманули. Тогда-то в русских деревнях и родилась полная горечи поговорка: «Вот тебе, бабушка, и юрьев день!» Восстания низов переросли в граждан­скую войну. Началось Смутное время. Подлинными виновниками Смуты были не крестьяне, холопы и каза­ки, стремившиеся избавиться от неволи и угнетения, а феодальное дворянство, разрушившее традицион­ный порядок и положившее основание крепостни­честву.
 
Бедствия Смутного времени потрясли ум и душу рус­ских людей. Современники винили во всем проклятых самозванцев, посыпавшихся на страну как из мешка. В самозванцах видели польских ставленников, орудие ино­земного вмешательства. Но то была лишь полуправда. Почву для самозванства подготовили не соседи России, а глубокий социальный недуг, поразивший русское общество. Внутренний конфликт подорвал изнутри силы огромного государства. Чуждые народу правители оказа­лись бессильны защитить границы от вражеских вторже­ний.
 
Разоренная дотла страна стала легкой добычей ино­земных завоевателей. Боярское правительство поставило страну на край пропасти. Бедствия привели к росту на­ционального самосознания. В лихую годину проявились лучшие черты русского народа — его стойкость, мужест­во, беззаветная преданность Родине, готовность ради нее жертвовать жизнью. В час смертельной опасности народные массы встали на защиту Родины и отстояли ее независимость.
 
В событиях начала XVII века участвовали все сосло­вия, и каждое из них выдвинуло своих вождей. Из боярства вышли такие яркие фигуры, как Федор — Филарет Романов и Михаил Скопин-Шуйский; дворянство дало стране Дмитрия Пожарского и Прокопия Ляпунова; вольные казаки — Ивана Болотникова и Ивана Заруцкого; посадские люди — Кузьму Минина. Духовенство выдвинуло из своей среды патриарха Гермогена и само­званцев; крестьяне — Ивана Сусанина и многих других безвестных героев.
13 мар 2008, 10:45
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.