Последние новости
07 дек 2016, 23:23
Чтобы остановить кровопролитие в Алеппо, нужно проявить здравый смысл, сказал...
Поиск

» » » » Система землепользования у ненцев


Система землепользования у ненцев

Система землепользования у ненцевКасаясь системы землепользования у ненцев, Б.М. Житков писал: «Само собою разумеется, что распределение это и места стоянок отдельных чумов не абсолютно постоянны. Случается, что в силу тех или иных причин чум вовсе переменит место своей летней стоянки, передвинувшись даже в пределы владений чужого рода. Но, в общем, самоеды, подобно владельцам рыболовных угодий в дельте Оби и нижнеобским остякам, считают себя вотчинниками, и каждый хозяин чума укажет точно (по урочищам) границы своих пастбищ, а равно и границы владений своего рода... В черте своих владений самоед ловит рыбу в озерах, выгоняет линных гусей и считает своей неотъемлемой собственностью песцовые норы, вблизи которых ставит слопцы и капканы»..
 
М.М. Броднев рассказывает случай, свидетельствующий об обычае, запрещающем бить зверя на территории другого рода: « В 1936 году мы ехали по земле рода Яптик и повстречали стадо диких оленей. У возчика Осорма Окатэта была винтовка, но на наше предложение стрелять в оленей он ответил удивленным взглядом и сказал: «Здесь стрелять нельзя, это земля Яптиков, они сами убьют их».
 
Родовое владение угодьями не означало, что все члены рода обитали вместе. Как правило, род разобщался на группы, занимавшие определенные участки. Так, в средней части Ямальского полуострова, от верховьев Хадаты и Яхады-яха до Юрибея, кочевала одна группа рода Вануйта, а в районе протоки Юмба обитала другая группа этого же рода. Одна часть рода Окатэта владела угодьями на побережье Карского моря от Мара-Сале до Сеяхи, другая — в районе протоки Мура и Горного Хаманела; расстояние между этими угодьями составляло более 600 км.
 
В работе «О переходе родовой общины в соседскую у народов Крайнего Севера Западной Сибири» Н.А. Свешников делает вывод, что «в связи с развитием экономики у ненцев и ханты в XIX веке... родовая община сменилась соседской, представлявшей следующую (по отношению к родовой) ступень первобытно-общинной формации». У ненцев образовались кочевые соседские общины, каждая из которых «имела свой район кочевок и передвигалась по определенному маршруту, захватывая широкую территориальную полосу».
 
Н.А. Свешников приводит в качестве примера маршрута кочевок и состав ряда групп, проводивших лето в бассейне реки Щучьей. Состав группы — ненцы, коми, ханты.
 
Однако формы собственности на землю были различны: «в одних местах сохранилось родовое владение, в других шел процесс разложения этой формы, в третьих сложилось общинное землепользование». Так, если на севере Ямальского полуострова родовое землепользование сохранялось до коллективизации, то на юге Ямала оно было нарушено в первом же десятилетии после установления советской власти; многие безоленные хозяйства ненцев смогли обзавестись оленями и ушли в тундру, вторгнувшись во владения других родов.
 
У приуральских и надымских ненцев родовое пользование угодьями было нарушено уже во второй половине XIX в. в связи с выходом на их пастбища значительного числа оленеводов-коми. Их приход вызвал перераспределение пастбищ и переход от родового пользования угодьями к территориально-общинному. При этом хозяйства, занимающие общинную территорию, были связаны между собой не только совместным владением землей, но и коллективными видами труда: совместными загонами песца, лин-ной птицы и т.п.
 
По иному складывалось землепользование на рыболовных угодьях. До появления рыбопромышленников эти угодья были родовыми: часть безоленных и малооленных ненцев переставала кочевать по тундре, поселялась около рек и занималась ловлей рыбы и охотой, не теряя связи с группами сородичей — оленеводов. С приходом рыбопромышленников право владения угодьями стало приносить доход — арендную плату, которая обычно распределялась между теми хозяйствами, которые жили в прибрежной зоне. Таким образом, большая часть угодий из общеродовой собственности превратилась в собственность группы сородичей. Постепенно в группе, владеющей угодьями, сокращалось число хозяйств. Так, песком Ямбура некогда владело больше десяти хозяйств, в 1914 г. он принадлежал двум семьям, а в 1917 г. — только одной. Особенно много случаев захвата рыболовных угодий богатыми хозяйствами было в Тазовской тундре. Однако, частная собственность на землю у ненцев была все же редкостью.
 
 
18 фев 2008, 14:35
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.