Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » История » Народы Ямала » Роды азиатских ненцев

Роды азиатских ненцев

Роды азиатских ненцевПо материалам Б.М. Житкова население Ямала принадлежало к родам Пуйко, Худи, Окотэта, Сэротэта, Хороля, Вануйта, Югомпелик (Юганпелик), Тусяда, Ламдо, Яптик и некоторым другим.
 
Территория полуострова была распределена между ними следующим образом: западное побережье занимали роды (с юга на север) — Ламдо, Худи, Сэротэта (до мыса Мора-Сале), Окатэта (до реки Тиуте-яха), Яптик (до реки Ептарма), северо-западную оконечность полуострова — род Ямал, северо-восточную — Вэнга, восточное побережье (с севера на юг) занимали роды Тусяда (до р. Тамбей), Яунгад (среднее и нижнее течение реки Вануйяха), Няруй (от Собьяха до Сеяха), Езынги, Сусой (район Каменного мыса). Центральную часть полуострова занимали роды (с севера на юг) Окатэта и Вануйта (до озер Ней-то и Ямбу-то), Хороля, Худи, Ламдо (верховья реки Морты), Вануйта (по течению реки Юрибей).
 
В 1936 г. работники Ямальской культбазы составили карту размещения деревянных ловушек (пастей) на песца, расположенных на территории северного Ямала. При этом выяснилось, что каждый род ставит ловушки только на своей территории и эти родовые территории лишь незначительно отличаются от помеченных Б. Житковым на его карте.
 
В проекте простейшего земельно-водного устройства Ямальского района (1935-37) было зарегистрировано на Ямале 42 родовых названия. Наиболее многочисленные из них — Окатэта (131 хозяйство), Вануйта (110), Сэротэта (76), Худи (96), Яптик (81), Салиндер (42), Хороля (22), Яунгад (14), Ламдо (16), Сэрпива (18), Тусяда (20). Представители некоторых родов, видимо, выходцы из других районов: Надер (Тазовская тундра), Яптонэ, Ядне (Гыданский полуостров) и тд..
 
Как мы видели, территорией, принадлежащей роду, считались летние пастбища. На зимний период, откочевывая к лесам, ненцы покидали свои родовые владения.
 
Говоря о родовых группах азиатских ненцев, следует отметить, что некоторые из них — хантыйского происхождения. Об этом есть данные у Б.М. Житкова и Г.Д. Вербова. Таких родов известно семь: Саляндер, Тибиця, Поронгуй, Неркыхы, Лар, Нядангы, Пандо. Их представители по материалам 1930-х годов встречались во всех районах Ямало-Ненецкого округа (наибольшее количество хозяйств — в Ямальском, Надымском, Тазовском районах На хантыйское происхождение этих родов указывает ряд обстоятельств:
 
А) — прочно сохранившееся сознание принадлежности к хантам и уверенность в этом со стороны ненцев. «Любой из членов семи перечисленных родов на вопрос о национальной принадлежности, всегда отвечает: «хабидм» (я хант), при этом не смущаясь почти полной утраты своих национальных черт, в том числе и языка. Ненец также скажет о нем, что он «хаби» (т.е. хант)»;
Б) — наличие в таких отдаленных районах от территории расселения основной массы хантов, как побережье Гыданского залива, представителей этих родов, которые либо сами помнят хантыйский язык, либо их родители еще на нем говорили;
В) — сохранение некоторых этнографических особенностей (в религиозных обрядах, наличие у многих мужчин кос);
Г) — наличие у большинства этих родов наряду с ненецкими названиями хантыйских. Некоторые из этих названий указывают на прежнее местообитание родов. Так, род Саляндер, по-ненецки «жители мыса», по-хантыйски называется Пулнговатях («Полуйские люди»); по преданию, они жили прежде, а отчасти живут и теперь близ устья реки Полуй (хант. Пулынг Юхан).
 
В настоящее время большинство представителей указанных родов считает себя ненцами. Таким образом, видимо, завершается переход к новому этническому самосознанию. Этот процесс очень интересен и заслуживает самостоятельного исследования.
18 фев 2008, 14:30
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.