Последние новости
03 дек 2016, 15:27
Украинские силовики стягивают минометы, танки и реактивные системы залпового огня (РСЗО)...
Поиск



» » » » Сочинение: «Подвиг не рождается сразу. Для этого... нужно щедрую душу иметь» (по одному из произведений XX века)


Сочинение: «Подвиг не рождается сразу. Для этого... нужно щедрую душу иметь» (по одному из произведений XX века)

Сочинение: «Подвиг не рождается сразу. Для этого... нужно щедрую душу иметь» (по одному из произведений XX века)Человек в своей повседневной жизни никогда не равен тому, что он на самом деле из себя представляет, поскольку постоянно носит какую-то маску — даже перед самим собой. И именно поэтому зачастую и сам не знает, на что он спосо­бен, каков он, чего стоит в действительности. Момент позна­ния, прозрения происходит толыф тогда, когда человек ока­зывается в положении категорического выбора — легкой жизни или тяжелой смерти, своего счастья или счастья дру­гого человека. Именно тогда становится ясным, способен ли человек на подвиг или же пойдет на компромисс с самим со­бой. Многие произведения, посвященные Великой Отечест­венной войне, в действительности являются произведениями не о внешних событиях — боях, поражениях, победах, отсту­плениях, — но прежде всего о человеке и о том, каков он в действительности, когда оказывается в ситуации выбора. Та­кие проблемы и составляют внутренний сюжет трилогии К. Симонова «Живые и мертвые».

Действие разворачивается в начале войны в Белоруссии и под Москвой в разгар военных событий. Военный корреспон­дент Синцов, выходя с группой товарищей из окружения, принимает решение, оставив журналистику, присоединить- ся к полку генерала Серпилина. В фокусе авторского внима­ния постоянно остается судьба этих двух героев. Им противо­поставлены два других — генерал Львов и полковник Баранов. Именно на примере этих персонажей Симонов ис­следует человеческое поведение в условиях войны, а значит, в условиях постоянной необходимости делать выбор, прини­мать решение.

Удачей писателя стала фигура генерала Львова, вопло­тившего в себе образ большевика-фанатика. Личная храб­рость, честность и вера в счастливое будущее сочетаются в нем с желанием беспощадно и безжалостно искоренять все, что, на его взгляд, может этому будущему помешать.
[sms]
Львов любит народ — но народ абстрактный, а не конкретного чело­века с его достоинствами и недостатками, который рядом в данный момент. Он готов жертвовать людьми, бросая их в бессмысленные атаки, заранее обреченные на провал и ог­ромные человеческие жертвы, видя в человеке только сред­ство для достижения высоких и благородных целей. Его по­дозрительность распространяется так далеко, что он готов спорить с самим Сталиным из-за освобождения из лагерей нескольких талантливых военных, видя в этом предательст­во настоящего дела и целей. Так человек, храбрый и веря­щий в высокие идеалы, в действительности жесток и ограни­чен, не способен никогда совершить подвиг, пойти на жертву ради человека, который рядом, потому что элементарно не в состоянии этого человека увидеть.

Если генерал Львов — идеолог тоталитаризма, то его практик, полковник Баранов, — карьерист и трус. Он произ­носит громкие слова о долге, чести, храбрости, пишет бесчис­ленные доносы на своих коллег, но, оказавшись в окруже­нии, облачается в солдатскую гимнастерку и «забывает» все документы. Собственная жизнь, личное благополучие несо­измеримо ценнее для него всего и всех. Для него нет даже и тех абстрактных и мертвых по сути идеалов, которые фана­тично исповедует Львов. Собственно, никаких этических принципов для него вообще не существует. О подвиге здесь просто не может идти речи — даже само понятие оказывается несоизмеримым с ценностной системой Баранова, а точ­нее, отсутствием таковой.
 
Рассказывая суровую правду о начале войны, Симонов одновременно показывает народное сопротивление врагу, способность на решительный поступок маленького на пер­вый взгляд человека, изображая подвиг обычных, рядовых советских людей, вставших на защиту Родины. Это и эпизо­дические персонажи (артиллеристы, не бросившие свою пушку и тащившие ее на руках от Бреста до Москвы; старик колхозник, ругавший отступающую армию, но с риском для жизни спасший у себя в доме раненую; капитан Иванов, со­биравший испуганных солдат из разбитых частей и ведущий их в бой), и два главных персонажа трилогии — генерал Серпилин и Синцов.

Эти герои являются полной противоположностью Львову и Баранову. Генерал Серпилин — участник Первой мировой войны, ставший талантливым командиром в Гражданскую войну, преподавал в академии и был арестован по доносу Ба­ранова за то, что говорил своим слушателям правду о силе немецкой армии и масштабах грядущей войны, разрушая официально насаждаемый миф о «войне малой кровью». Ос­вобожденный из концлагеря в начале войны, он, по его собст­венному признанию, «ничего не забыл и ничего не простил», но долг перед Родиной оказывается намного важнее личных и даже справедливых обид, предаваться которым просто нет времени, поскольку Родину надо срочно спасать. Внешне не­многословный и даже суровый, требовательный к себе и под­чиненным, Серпилин старается беречь солдат, пресекает вся­кие попытки добиться победы «любой цецой». В третьей книге К. Симонов показал способность этого действительно достойного человека к большой любви.

Другой герой, Синцов, задумывался вначале писателем только как военный корреспондент — без раскрытия лично­стного содержания^ Это позволило бы создать роман-хрони­ку. Но Симонов сделал роман-хронику романом о человече­ских судьбах, в совокупности воссоздающих масштаб народной битвы с врагом. А Синцов получил индивидуаль- ную проработку характера, став одним из главных действую­щих персонажей, на долю которого выпали ранения, окру­жение, участие в ноябрьском параде 1941 года, откуда войска уходили прямо на фронт. Судьбу военного корреспон­дента сменила солдатская доля: герой достойно проходит длинный путь от рядового до высшего офицера.

По Симонову, никакие внешние признаки — чин, нацио­нальность, класс — не имеют никакого влияния на то, каков человек в действительности, чего он стоит как человек и за­служивает ли этого наименования. В условиях войны пре­дельно легко потерять человеческий облик и человеческую суть — и в этом случае не имеет значения причина: равно низким оказывается человек, превыше всего ставящий соб­ственную безопасность, и человек, вроде бы верящий в самые светлые и высокие идеалы. Таковы Львов и Баранов, поня­тие подвига по отношению к которым просто неприменимо. И по этим же причинам их противоположностью становятся Серпилин и Синцов, никогда не забывающие о сострадании и человечности по отношению к тому, кто рядом. Только такие люди оказываются способны на подвиг.[/sms]
29 ноя 2007, 16:06
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.