Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » Сочинения » Русская литература 19 века » Сочинение: Духовная эволюция Онегина (по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)

Сочинение: Духовная эволюция Онегина (по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)

Сочинение: Духовная эволюция Онегина (по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)В романе «Евгений Онегин», наряду с очень многими во­влекаемыми в поле своего анализа и своих размышлений проблемами, в центр Пушкин ставит героя, который стано­вится очень типичным для этого времени в России и русской литературе и которого именно в таком качестве и охаракте­ризует позже Лермонтов, назвав свой роман «Герой нашего времени». С этой точки зрения роман Пушкина становится трагической историей о том, как талантливый и одаренный человек не находит себя в жизни.
 
Евгений Онегин из множе­ства возможных путей выбирает наихудший, ведущий в пус­тоту — путь постепенного и последовательного растрачива­ния себя самого по мелочам, на незначительные внешние события. В результате он переживает множество любовных приключений и интриг, в совершенстве овладевая «наукой страсти нежной», но не узнает настоящую любовь; много чи­тает и даже размышляет, но оказывается, что совершенно попусту; перемеривает множество разных масок и осваивает самые разные роли, но не находит собственного призвания и себя самого, а когда кажется, что это, наконец, произошло, Пушкин обрывает роман.

Читатель встречается с Онегиным, когда тот успел по­взрослеть, «отблистать» какое-то время в свете, пережить множество любовных интриг. Учится Онегин за это время очень немногому, это лишь самое начало его эволюции. Он приходит к логичному, но неправильному в корне выводу о том, что все, что можно узнать об этой жизни, он уже уз­нал — так же, как о любви, о женщине, об отношениях меж­ду мужчиной и женщиной. Он еще не повстречал Татьяну, но уже здесь оказывается предопределенной его трагическая ошибка, когда он пройдет мимо своей судьбы. Попытки ге­роя заняться самообразованием кончаются крахом: чтение не становится предметом напряженной внутренней жизни, поскольку совершенно не связано с реальностью: получен­ные знания применить и реализовать Онегину все равно было бы негде. Книги становятся интеллектуальной игрой, но тре­бующей больших умственных затрат, поэтому и это занятие он так же закономерно бросает.
[sms]
Внешнее изменение обстоятельств приводит к тому, что он оказывается в деревне. Там его начинают рассматривать как опасного вольнодумца, тогда как сам Онегин мается от полной душевной пустоты, которую совершенно нечем за­полнить. Его представление о жизни делает невозможным сближение с другими помещиками, представления о любви делают невозможной даже мысль о семье. От «делать нечего» он сходится с Ленским и во многом благодаря ему знакомит­ся с Татьяной.

Татьяна схожа с Онегиным тем, что тоже как бы «зыпада-ет» из окружающей среды — в основном благодаря чтению, которое становится ее истинной жизнью. На всю жизнь она начинает смотреть сквозь призму прочитанных книг. А Онегина она также рассматривает через книги — как некий со­бирательный образ ее любимых героев. Татьяна внутренне готова к любви и ждет только подходящий объект: «Душа ждала... кого-нибудь». В этом смысле Онегин является са­мой достойной кандидатурой: загадочная личность как ни­кто подходит под тот тип, который описан в романах.

Онегин в кругу семьи Татьяны и перед ней самой разыг­рывает из себя светского человека. Именно в таком качестве он проявит «души прямое благородство» и преподаст героине урок на свидании, а потом разыграет увлечение невестой Ленского — поведение, вполне типичное в светском мире, по­сле чего убьет приятеля на дуэли. Убьет именно потому, что следует вполне четко определенной линии поведения свет­ского человека, ведь отказ от дуэли спровоцирует обществен­ное мнение, и одна мысль об этом неприятна Онегину.

После дуэли пути Татьяны и Онегина разойдутся. Татья­на впервые задумывается о том, что же представляет собой ее избранник на самом деле. До сих пор она любила выдуман­ный ею самой персонаж, но теперь ее душа начинает новый этап эволюции, и героиня хочет постичь суть личности люби­мого. И выводы ее оказываются неутешительными. Онегин же в действительности осознает масштабы содеянного — че­рез страшную и уже мучительную пустоту, абсолютное оди­ночество. И поэтому отправляется в путешествие. Важно здесь то, что Пушкин намеренно выносит главы с «Отрывка­ми из путешествия Онегина» за пределы основного текста ро-мана,.чтобы тот душевный переворот, который предстоит пе­режить Онегину, казался еще более резким, неожиданным и трагическим.

Несмотря на то что Татьяна в этой части романа — еще во многом очень наивная читательница французской литерату­ры, уже здесь становится очевидна противопоставленность Татьяны Онегину: ее сердечность, искренность, внутренняя твердость противоречит его внутренней пустоте. Патриар­хальные домашние идеалы девушки становятся все ближе автору. В последней, восьмой, главе его муза уподобляется «барышне уездной», то есть она приобретает черты юной Татьяны. На этом же этапе романа Онегин как никогда далек от автора.

Героям суждено встретиться и еще раз — решительный прежде всего для Онегина, для его представлений о жизни, другом человеке, о женщине, любви, себе самом. Он случай­но встречается с Татьяной на балу и без памяти влюбляется в нее. Внезапно с особой остротой молодой человек ощущает, что вся предыдущая жизнь была им растрачена, и важным здесь становится то, что это не холодный вывод, но тяжкое для него переживание и осознание. Еще более тяжким оно становится, когда Татьяна своим отказом перечеркивает все его надежды на возможность обретения счастья. Этот момент становится настоящим прозрением для героя бессмысленно­сти его прошлого, сомнительности открывающегося перед ним будущего, когда все лучшее в себе он успел растратить.
 
Самыми болезненными становятся слова Татьяны о том, что «счастье было так возможно». Онегин внезапно осознает все те возможности, которые он упустил или не увидел, которые не смог или не захотел претворить в жизнь. Единственным виновником в том, что не сложилась его собственная жизнь, в том, что не сложилась счастливо жизнь Татьяны, оказыва­ется он сам — поскольку именно он полностью и целиком не­сет ответственность за итоги всех прошедших десятилетий своей жизни.

Итак, произошло прозрение героя. Но именно на этом Пушкин обрывает свой роман. От полной пустоты Онегин приходит к осознанию ошибочности всей его предшествую­щей жизни, которую, как оказывается, в действительности он совершенно не знает. И он снова в начале пути. Образ ге­роя не завершен, как не завершен ни один живой человек. Читатель не знает, как сложится судьба Онегина, к каким последствиям приведет его пережитое потрясение, останется ли он холодным и равнодушным или же наконец обретет себя. [/sms]
27 ноя 2007, 15:03
Читайте также

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.