Последние новости
05 дек 2016, 21:32
Приближается конец 2016 года, время подводить его итоги. Основным показателям финансового...
Поиск

» » » » Сочинение: Проблема человека и власти в прозе А.И. Солженицына


Сочинение: Проблема человека и власти в прозе А.И. Солженицына

Сочинение: Проблема человека и власти в прозе А.И. Солженицына Литература XIX века была посвящена человеку, размыш­лениям о его сущности, противоречивости, парадоксально­сти, открыла в нем «свистящие бездны», после чего, в свою очередь, стала предметом осмысления русской религиозной Философии. Литература XX века рассматривает человека со­всем под другим углом. Обстоятельства истории сложились так, что с внутренних духовных противоречий литература должна была переключиться на отношения человека и госу­дарства, человека и власти — именно эта тема стала ключе­вой для XX века. Но нельзя сказать, что русская литература «забыла» о «внутреннем» человеке, только теперь он стал предметом скрытого анализа, проявляя себя в отношениях с государственным маховиком.

Именно этой теме и посвящено творчество А.И. Солжени­цына, который первым рассказал в своем произведении «Ар­хипелаг ГУЛАГ» о бесчисленных жертвах коммунистическо­го режима в Советской России и в Советском Союзе. Многих людей советское государство уничтожило только потому, что они имели смелость и неосторожность не соглашаться с офи­циальной идеологией. Другие погибли за веру в Бога. С третьими расправлялись за принадлежность к тем сослови­ям, которые считались чуждыми социалистическому обще­ству, — это и дети дворян, и семьи зажиточных крестьян, и те, кто получил образование за границей. Многие были каз­нены, заточены в тюрьмы и лагеря, отправлены в ссылку просто для того, чтобы создать в стране атмосферу подавлен­ности и страха, чтобы никто не посмел возвысить голос про­тив жестокой и беззаконной власти.
[sms]
Небольшой- по объему рассказ Солженицына «Один день Ивана Денисовича» прогремел в журнале «Новый мир» на всю страну. Впервые была озвучена правда о лагерной жиз­ни. Действие рассказа умещается в один день — от подъема до отбоя. Повествование ведется от лица автора, но в автор­ских словах постоянно слышится голос главного героя, его оценки, мнения, замечания. Иван Денисович Шухов — в прошлом крестьянин и солдат; его осудили как «шпиона» на десять лет лагерей за то, что во время войны он попал в плен. Важно здесь то, что герой не принадлежит к образованной интеллигенции, которая озабочена собственным идейным противостоянием советской власти, постоянной рефлексией, духовно развита и потому способна на подвиг. Герой не отли­чается тщательным самоанализом и не размышляет о судь-
бах России. Он просто живет в тяжелейших условиях лагеря и работает.

С утра героя знобило, но он был отправлен на работы в тридцатиградусный мороз. Со стройки Шухову удалось про­нести, избежав шмона, в рукавице кусок ножовочного полот­на (как он сам отмечает, «незаменимую вещь в хозяйстве»), ему досталась лишняя миска баланды, а лагерник Цезарь Маркович поделился с ним колбасой из посылки. Это все со­бытия одного дня, полного страхов и опасений, но он кажет­ся Шухову почти счастливым.

Шухов — вполне обыкновенный человек, не заявляющий себя как борец с властью и не ощущающий себя таковым. Ве­рующий, но не подвижник, готовый отдать за веру жизнь. Он цепко держится за свою жизнь: порой угодлив с начальст­вом, услужлив по отношению к другим зэкам, от которых мо­жет перепасть какая-то еда. Но при этом жизнь Шухова в лагере — достойная жизнь достойного человека. Он не совер­шает низких поступков ради возможности поудобнее и посыт-нее устроиться в лагере. Природный ум героя и его мастерови-тость автору намного ближе, чем, например, неуместные в лагере споры двух интеллигентов. Они оба устроились на легкую работу в тепле и поэтому вполне могут поговорить о том, надо ли осуждать Эйзенштейна, создавшего художест­венный фильм об Иване Грозном исполненный художест­венных достоинств, но прославляющий тиранию.

И Иван Денисович, и другие зэки чувствуют себя спаян­ными друг с другом в бригаде. Более умелые и сильные вы­полняют там сложную работу, освобождая от нее менее при­способленных. Бригадир пытается защитить их от лагерного начальства. Но одновременно бригада — это и наиболее изо­щренная форма порабощения, контроля над узником. Каков будет скудный лагерный паек, зависит от выработки всей бригады, и озлобленные люди следят за своими же «коллега­ми», не отлынивают ли те от работы. Следит и Иван Денисович. И здесь автор воздерживается от оценки — негативной или позитивной — своего героя.

Шухов с бригадой с азартом строят ТЭЦ, стена которой укрывает их от ветра, — почти символ дома, который остал­ся очень далеко. Но полуголодные измученные зэки работа­ют на государство, которое обрекло их на многолетнее рабст­во, сломало жизни.

Этот рассказ — произведение почти документальное. Персонажи, за исключением главного героя, — реальные люди, с которыми Солженицын познакомился в лагере. До­кументальность — отличительная черта почти всех произве­дений писателя: он больше доверяет жизни и ее творцу — Богу, чем художественном вымыслу. Жизнь в условиях со­ветского государства сама по себе намного более символична и многозначна, чем художественный вымысел как таковой.

На первый взгляд рассказ «Один день Ивана Денисовича» не ставит философского, экзистенциального и интеллекту­ального вопроса о человеке и власти, их взаимоотношениях в условиях тоталитарного государства и не дает на него ответа. Однако в действительности это не так. В произведении нет жестоких и сложных внутренних полемик духовно развито­го героя, нет рассуждений на вынесенную в заглавие этого сочинения тему, но все ее содержание, сам факт ее написа­ния и существования связан с постановкой именно этого во­проса. Шухов не герой и не борец, а простой человек с траги­ческой судьбой, который участвовал в жестокой войне, а оказался в результате в лагере на десять лет.
 
Он не размыш­ляет о несправедливости судьбы и собственной адекватной позиции в отношении государства, которое так с ним посту­пило. Он пытается жить — так же, как жил на свободе, уст­раивает свои дела, свой быт, не растеряв хозяйственных кре­стьянских навыков. Все мелочи, которые являются такими на взгляд читателя, важны для героя, составляют окружение его жизни. Он остался нормальным человеком, смог не озло­биться и не возненавидеть окружающих и весь мир за несча­стную и несправедливую долю. Так, самой своей жизнью ге­рой Солженицына дает вполне достойный ответ на вопрос о человеке и власти.[/sms]
29 ноя 2007, 14:59
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.