Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » Сочинения » Русская литература 20 века » Сочинение: Тема русской деревни в современной отечественной прозе

Сочинение: Тема русской деревни в современной отечественной прозе

Сочинение: Тема русской деревни в современной отечественной прозеЛитература социалистического реализма всегда тяготела к монументальным эпопеям и романам, глобальным темам, посвященным строительству социализма в Советском Союзе. Живые человеческие лица там, как правило, подменялись носителями «правильных» идей. Однако в период «оттепе­ли» в литературе начинаются определенные изменения. Ли­тература понемногу освобождалась от гнета государственно­го контроля за всем и вся и обращалась к темам, которые давно и надолго вышли из поля ее внимания. Одной из таких тем и становится тема русской, а точнее, советской деревни в середине XX века, широко представленная в творчестве так называемых писателей-деревенщиков.

Родоначальником нового деревенского очерка mojkijq Счи-тать писателя Валентина Овечкина. Герои его цикла «Район­ные будни», партийные работники Борзов и Мартынов, езди­ли по колхозам, беседовали с людьми и спорили друГ с другом о проблемах послевоенных колхозов. Фигура Борзова олицетворяла прежний, волевой стиль управления Колхоз­ной жизнью. На какое-то время слово "борзовщина" через средства массовой информации вошло в русский язык. Моло­дой Мартынов, наоборот, выражал новые веяния и высказы­вал смелые идеи в защиту самостоятельности хозяйств.

В «Деревенском дневнике» Ефима Дороша я в рассказах Владимира Тендрякова речь идет не столько о делах колхоз­ных, сколько о судьбах деревенских жителей. Неторопливые, нацолненные болью размышления Дороша о трагической судьбе русского крестьянина соседствовали за страницах журнала «Новый мир» с нервной, словно наэлектризованной жизненной правдой, прозой Тендрякова. Эта литература су­ществовала как бы вопреки благостным картинам сельской действительности, которые обычно рисовали в газетах, пока­зывали в кино и на сцене.
[sms]
В рассказе Александра Яшина «Рычаги» показано, как ведут себя руководители колхозов до, во врем# и после пар­тийного собрания. На партийном собрании герои лгут друг другу в глаза, изъясняются языком газетных передовиц, ко­торый переняли от высшего партийного начаДьства- А в ос­тальное время это честные, простые и чистосерДечные люди, с болью говорящие о царящей вокруг казенщине. Рассказ на­писан безыскусно, все в нем как в жизни. И тем более жуткое впечатление он оставляет. Из нормальных людей герои пре­вращаются в своеобразные «рычаги власти», через которые Государственная Воля управляет всей жизньк? в стране. За­кончилось собрание — и рычаги снова становятся нормаль­ными, обычными людьми. Но вот вопрос: надолго ли? Воз­можно, сам автор и не желал этого, но его рассказ оказался убийственной сатирой не только на жизнь советской дерев­ни, но и на всю коммунистическую систему в делом.

В небольшой повести Сергея Залыгина «На Иртыше» рас­сказывается о коллективизации 30-х годов в сибирской де­ревне. Но отнюдь не так оптимистично, как это делается в «Поднятой целине» Шолохова. Кулаки, которых советская власть арестовывала и высылала из родной деревни, показа­ны у Залыгина самыми работящими крестьянами, на кото­рых и держалась Россия. И дело здесь было не только и не столько в экономике. Залыгин показал — одним из пер­вых — трагедию гибели многовекового крестьянского уклада с его давними и глубокими традициями, в том числе и куль­турными.

Столетиями складывавшийся тип русского крестьянско­го хозяйства насильно преобразовывался в колхозы. Не заин­тересованные в собственном труде крестьяне начинали со­всем по-другому относиться к земле, которая стала чужой.

Читатель периода «оттепели» сравнивал историческую , ситуацию с современностью и говорил себе о том, что, по сути, с 30-х годов в русской деревне совершенно ничего не из­менилось. Нам показан все тот же произвол властей, тот же рабский по природе труд крестьян — ежедневный, постоян­ный, который превращал жизнь в выживание и медленно сводил пахаря в могилу, то же издевательство над природой.

Советская деревня была пронзительно запечатлена и в по­вести «Привычное дело» Василия Белова, которая восприня-лась русской интеллигенцией так же, как «Записки охотни­ка» Тургенева — прогрессивным дворянством в XIX веке. И те и другие вроде бы знали крестьян своей страны, не раз их видели и с ними общались. Но оказывается, они упустили целый мир, который ученые называли когда-то «крестьян­ским космосом». Изображением этого космоса и занимались деревенщики.

В повести Валентина Распутина «Последний срок» под­робно описано, как умирает деревенская старуха. Смерть Анны — спокойный и глубоко сознательный переход от зем­ного существования к иной жизни, к жизни за пределами ви­димого человеку бытия. С повестью Распутина в литературу возвращалось мистическое начало: проблемы жизни и смер- ти представали в вечном, вневременном измерении. Это было поворотом к классическим текстам XIX века русской литера­туры.

Есть русская легенда об озере Светлояре и святом граде Китеже. Спасая Китеж от врагов, Бог укрыл его на дне озера. И на берегах Светлояра по ночам кто-то мог видеть особенное свечение из глубин и слышать колокольный звон. В прозе де­ревенщиков вся крестьянская Россия представала именно таким символическим градом Китежем, который спрятался от своих врагов. И писатель становился тем, кто был в со­стоянии услышать колокольный звон...[/sms]
29 ноя 2007, 16:17
Читайте также

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.