Последние новости
11 дек 2016, 01:40
Дом на Намыве в Белой Калитве по ул. Светлая, 6 давно признан аварийным. Стена первого...
Поиск

» » » » Сочинение: Образ Родины в лирике С.А. Есенина


Сочинение: Образ Родины в лирике С.А. Есенина

Сочинение: Образ Родины в лирике С.А. Есенина Осмысливая окружающую действительность, поэт одно­временно стремится выразить себя, и образный строй поэзии отражает его душу, личность и видение мира. С.А. Есенин жил в начале XX века, в то время, когда в России происходи­ли события, потрясающие, ломающие все основы, старое рушилось, новое было страшно и смутно. Как же выражались в лирике внутренний мир поэта, его понимание происходя­щего?

Лирика С.А. Есенина богата образами, необыкновенны­ми, завораживающими, полными пронзительности и могу­чей силы:

Рыжий месяц жеребенок
Запрягался в наши сани.


Поэту дано видеть березы, «льющиеся молоком» облака, которые «вяжут кружево над лесом», «обвитую солнцем» до­рогу. Россия для него — «малиновое поле, и синь, упавшая в реку». Большое значение в лирике С. Есенина имеет цвет: си­ний, голубой, зеленый. Стихотворения поражают своей яр­костью, волшебной красочностью. Природа, деревья, живот­ные наделяются душой, они чувствуют, разговаривают, дышат: шепчет о чем-то «тонкогубый ветер», «седые вербы у плетня нежнее голову наклонят», изба сравнивается со ста­рухой, береза — с девушкой. Есть в лирике С.А. Есенина об­разы, много раз повторяющиеся, важные для него. К ним можно отнести деревья: тополь, вербу, березу, черемуху. Особенно дорог Есенину образ клена, который словно растет и меняется вместе с душою поэта.
[sms]
Есенин родился и вырос в деревне, и ее жизнь, ее сказки и песни, просторы полей и старинный русский уклад повлияли на него и органически вошли в лирику. Богомолки, странни­ки, идущие по дорогам, пастухи, избы часто упоминаются в ранних стихотворениях поэта. Образы старой Руси, сохра­нившей вековые корни, важны для С. Есенина, с их помо­щью он выражает свою удивительную по глубине связь с Ро­диной, с Россией. Есенин жил со своей страной, и изменения, происходившие в ней, повлияли на его судьбу, отразились в творчестве. Появились новые образы; старые, наиболее важ­ные, преображались вместе с мировосприятием поэта, пони­манием происходящего в России и своей роли в нем. Револю­ция, которая поначалу прельщала поэта, разрушила корни, старинные основы, устои, уничтожила ту «голубую Русь», поэтом которой считал себя Есенин. Новое России было чуж­до и непонятно ему, он ощущал себя «иностранцем», не мог найти себе места. Поэт, называвший себя «хулиганом», воль­ным, как «ветер», мучился, ощущая свою ненужность.

В стихотворении «Письмо к женщине» он объясняет слу­чившееся с ним; единственным местом, где пытается он забыться, заглушить тоску, остается теперь кабак. Чем силь­нее чувство бессилия, угасания, смирения, тем чаще возни­кают образы заброшенного мира деревни, увядающих, обле­тающих деревьев. Есенин был вдохновенным певцом России. Все самые возвышенные представления и сокровенные чув­ства его были связаны с нею. «Моя лирика жива одной боль­шой любовью — любовью к Родине, — признавался поэт. — Чувство Родины — основное в моем творчестве».

Очень часто в своих произведениях Есенин непосредст­венно обращается к Руси. Первое время он прославляет пат­риархальные начала в жизни родной деревни: рисует «хаты — в ризах образа», уподобляет Родину «черной мо­нашке», которая «читает псалмы по сынам», идеализирует радостных и счастливых «добрых молодцев». Таковы стихо­творения «Гой ты, Русь моя родная...», «Край ты мой забро­шенный...», «Голубень», «Русь». Правда, порой у поэта слы­шится «холодная скорбь», когда он встречает крестьянскую нищету, видит заброшенность родного края. Но это лишь уг­лубляет и усиливает его беспредельную любовь к тоскующей сиротливой земле.

О Русь — малиновое поле
И синь, упавшая в реку, —
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.


Есенин умеет почувствовать в самой тоске родимой сторо­ны веселость, в дремлющей Руси — накопление богатырских сил. Об этом он проникновенно говорит в стихотворении «Го­лубень». И в небольшой поэме «Русь» (само это слово пос­тоянно звучит в строках поэта, им озаглавливает он шесть своих стихотворений и поэм) автор называет «радость короткую» своего края «веселой». Его сердце отзывается на деви­чий смех, на пляску у костров, громкую песню «весной на лугу». Поэтому, уверен поэт, запуганность деревенской Руси лесной нечистью, «силой нечистой», волчьим воем и «черны­ми воронами» временна; «грозовые беды» и всенародное горе, связанное с войной, преодолимы. Можно, конечно, смотреть в «ухабины», «кочки и впадины» родной деревни, а можно увидеть, «как синеют кругом небеса». Есенин усваи­вает светлый, оптимистический взгляд на судьбу своего Оте­чества. Поэтому так часто в его стихах звучат лирические признания, обращенные к Руси:

Но люблю тебя, родина кроткая!
А за что — разгадать не могу.

В бурные революционные годы поэт говорит уже не о «по­койном уголке» и «кроткой родине», а о «воспрянувшей Руси», грозной стране. Она видится теперь Есенину огром­ной птицей, приготовившейся к дальнейшему полету («О Русь, взмахни крылами...»), обретающей «иную крепь», счищающей с себя старый черный деготь. Вновь появляю­щийся у поэта образ Христа символизирует и образ прозре­ния («Из прозревшей Руссии / Он несет свой крест»), и одно­временно новые муки и страдания (поэма «Пришествие»). Есенин передает в стихах ощущение грандиозности свершив­шегося на родной земле («Небесный барабанщик»), веру в «час преображенья», в то, что «светлый гость» избавит кре­стьянина от бедности и тягот жизни, из «распятого терпе­нья» вынет «выржавленный гвоздь» (поэма «Преображе­ние»).
 
Но вместо «светлого гостя» лирический герой с Ужасом видит наступающего «железного гостя», и оттого он вновь повертывается к старой, «деревянной Руси», объявляя себя единственным ее певцом и глашатаем. Есенин с отчая­нием записывает: «Ведь идет совершенно не тот социализм, о Котором я думал». И поэт мучительно переживает крах сво­их иллюзий. Тем не менее в «Исповеди хулигана» он вновь Повторяет:

Я люблю родину.
Я очень люблю родину
!

Побывав за границей, Есенин ощутил значимость пере­мен, технического прогресса в стране и, ужаснувшись «же­лезного Миргорода», с новой силой почувствовал красоту «отчего края». В эту пору своей жизни он мог бы повторить свои более ранние признания, придав им новый, конкретный смысл:

Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу:
Не надо рая,
Дайте родину мою».


В стихотворении «Русь уходящая» Есенин уже опреде­ленно говорит о том старом, что умирает и с неизбежностью остается в прошлом. Поэт видит людей, уверовавших в буду­щее. Пусть робко и с опаской, но «они о новой жизни гово­рят». Есенин все чаще всматривается в Русь советскую, сла­вит ее героев («Песнь о великом походе» и др.), стремится «в каждом миге» постигнуть отчалившую в будущее «вздыб­ленную Русь», признается в том, что предается «новым чув­ствам». Одна из «маленьких» поэм так и называется — «Русь советская». Автор всматривается в кипение изменившейся жизни, в «новый свет», который горит «другого поколения у хижин». Поэт не только удивляется («Вот так страна!»), но и хочет вобрать в сердце эту новь. Как и крестьянам, ему тоже «вся земля» становится матерью. Правда, и теперь в пафосные стихи он вносит оговорку:

Приемлю все.
Как есть все принимаю.
Готов идти по выбитым следам.
Отдам всю душу октябрю и маю,
Но только лиры милой не отдам.[/sms]
29 ноя 2007, 11:38
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.