Последние новости
07 дек 2016, 10:36
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 6 декабря 2016 года...
Поиск

» » » » Сочинение: Сатирические произведения В. В. Маяковского. Основные темы, идеи и образы


Сочинение: Сатирические произведения В. В. Маяковского. Основные темы, идеи и образы

Сочинение: Сатирические произведения В. В. Маяковского. Основные темы, идеи и образыСатирические произведения В. Маяковский создавал на всех этапах своего творчества. Известно, что в ранние годы он со­трудничал в журналах «Сатирикон» и «Новый сатирикон», а в своей автобиографии «Я сам» под датой «1928», то есть за два года до смерти, написал: «Пишу поэму «Плохо» в противо­вес поэме 1927 года "Хорошо"». Правда, ее поэт так и не напи­сал, но сатире отдавал дань и в стихах, и в пьесах. Ее темы, об­разы, пафос менялись.

В ранней поэзии В. Маяковского сатира продиктована прежде всего пафосом антибуржуазности, причем он носит ро­мантический характер. Возникает традиционный для романти­ческой поэзии конфликт творческой личности, авторского «я» с обществом — бунт, одиночество (недаром часто стихи ранне­го Маяковского сравнивают с лермонтовскими), желание драз­нить, раздражать богатых и сытых, иными словами, эпатиро­вать их. Для поэтического направления, футуризма, к которо­му принадлежал молодой автор, это было типично. Чуждая обывательская среда изображалась сатирически. Поэт рисует ее как бездуховную, погруженную в мир низменных интере­сов, в мир вещей:
[sms]
Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста где-то недокушанных, недоеденных щей; вот вы, женщина, на вас белила густо, вы смотрите устрицей из раковин вещей. В. Маяковский использует весь арсенал традиционных для поэзии, для сатирической литературы, которой столь богата русская культура, художественных средств. Так, он использу­ет иронию в самих названиях целого ряда произведений, кото­рые поэт обозначил как «гимны»: «Гимн судье», «Гимн ученому», «Гимн критику», «Гимн обеду». Как известно, гимн — это торжественная песнь. У Маяковского — это злая сатира.

Его герои — это унылые люди, которые сами не умеют радоваться жизни и завещают это другим, стремятся все регламентиро­вать, сделать бесцветным. В качестве места действия своего гимна поэт называет Перу, но подлинный адрес вполне про­зрачен.

Особенно яркий сатирический пафос слышится в «Гимне обеду». Герои стихотворения — те самые сытые, которые обре­тают значение символа буржуазности. В стихотворении ис­пользуется метафора, которая в литературоведении называется синекдоха: вместо целого называют часть. В «Гимне обеду» вместо человека действует желудок: «Желудок в панаме! Тебя ль заразят величием смерти для новой эры?! Желудку ничем болеть нельзя, кроме аппендицита и холеры!».

Своеобразным поворотным моментом в сатирическом твор­честве В. Маяковского стала сочиненная им в октябре 1917 года частушка: «Ешь ананасы, рябчиков жуй, день твой последний приходит, буржуй». Здесь Маяковский еще и романтический поэт, поставивший свое творчество на службу новой власти. Эти отношения — поэт и власть — складывались далеко не просто, это отдельная тема, но одно несомненно — бунтарь и футурист В. Маяковский искренне поверил в революцию. В автобиографии он писал: «Принимать или не принимать? Та­кого вопроса для меня (и для других москвичей-футуристов) не было. Моя революция».

Сатирическая направленность поэзии меняется. Во-пер­вых, ее героями становятся враги революции. Эта тема на долгие годы стала важной для поэта, она дала обильную пищу его творчеству. В первые годы после революции это стихи, ко­торые включались в «Окна РОСТА» (то есть Российского теле­графного агентства, выпускающего агитационные плакаты на злобу дня). Маяковский принимал участие в их создании и как поэт, и как художник — ко многим стихотворениям при­лагались рисунки, вернее, то и другое создавалось как единое целое в традиции народных картинок — лубков. В «Окнах РОСТА» он использует такие сатирические приемы, как гро­теск, гипербола, пародия. Так, в некоторых надписях исполь­зуются размеры известных песен, например «Во Францию два гренадера» или известной по шаляпинскому исполнению «Блохи». Персонажи — белые генералы, несознательные ра­бочие и крестьяне, буржуи — непременно в цилиндре и с тол­стым животом.

К новой жизни Маяковский предъявляет максималистские требования, поэтому многие его произведения сатирически по­казывают ее пороки. Так, большую известность приобрели сти­хотворения «О дряни», «Прозаседавшиеся». В последнем новые чиновники бесконечно заседают (хотя на фоне того, что мы зна­ем о деятельности тогдашних властей в России, эта их слабость выглядит довольно безобидно). Поэт создает гротескную карти­ну. В том, что сидят «людей половины», не только реализация метафоры — люди разрываются пополам, чтобы все успеть, но и сама цена таких заседаний.

В стихотворении «О дряни» к В. Маяковскому словно бы возвращается прежний антиобывательский пафос. Достаточно безобидные детали быта вроде канарейки или самовара приоб­ретают значение зловещих символов нового мещанства. В фи­нале стихотворения возникает традиционный для литературы образ оживающего портрета, на этот раз портрета Маркса, ко­торый выступает с довольно странным призывом свернуть го­ловы канарейкам. Понятен этот призыв только в контексте все­го стихотворения, в котором эти птицы приобрели столь обоб­щенное значение.

Менее известны сатирические произведения Маяковского, в которых он выступает не с позиции воинствующей револю­ционности, а с позиций здравого смысла. Одно из таких стихо­творений — «Стихотворение о Мясницкой, о бабе и о всерос­сийском масштабе». Здесь революционное стремление к гло­бальной переделке мира приходит в прямое противоречие с обыденными интересами рядового человека. Бабе, которой «грязью обдало рыло» на непролазной Мясницкой улице, нет дела до глобальных перемен. В этом стихотворении можно ви­деть перекличку с полными здравого смысла речами профес­сора Преображенского из повести М. Булгакова «Собачье сердце».

Таким же здравым смыслом пронизаны сатирические стихи В. Маяковского о страсти новых властей к тому, чтобы всем и всему давать имена героев. Так, в стихотворении «Ужасаю­щая фамильярность» появляются придуманные поэтом, но вполне достоверные «Гребенки Мейерхольд» или «Собака име­ни Полкан». В 1926 году написано стихотворение «Строго вос­прещается»:

Погода такая, что маю впору.
Май — ерунда.
Настоящее лето.
Радуешься всему: носильщику, контролеру билетов.
Руку само подымает перо, и сердце вскипает
песенным даром.


В рай готов расписать перрон Краснодара. Тут бы запеть соловью-трелеру. Настроение — китайская чайница! И вдруг на стене:

— Задавать вопросы контролеру строго воспрещается":
И сразу сердце за удила.
Соловьев камнями с ветки. А хочется спросить:
— Ну, как дела? Как здоровьице? Как детки?
— Прошел я, глаза к земле низя, только подхихикнул,
ища покровительства,
И хочется задать вопрос,
а нельзя — еще обидится
правительство!

Происходит столкновение естественного человеческого по­рыва, чувства, настроения с казенщиной, с канцелярской систе­мой, в которой все регламентировано, строго подчинено прави­лам, осложняющим людям жизнь. Не случайно стихотворение начинается весенней картиной, которая рождает радостное настроение: самые обыденные явления, вроде перрона вокза­ла, вызывают поэтическое вдохновение, песенный дар. В. Ма­яковский находит удивительное сравнение: «Настроение — китайская чайница!». Сразу же рождается ощущение чего-то праздничного. И все это перечеркивает строгий канцеляризм. Поэт с поразительной психологической точностью передает ощущение человека, который становится предметом строгого запрета — он делается приниженным, уже не смеется, а «под­хихикивает, ища покровительства». Стихотворение написано характерным для творчества В. Маяковского тоническим сти­хом, и, что типично для поэтического мастерства художника, в нем «работают» рифмы. Так, самое веселое слово — «чайни­ца» — рифмуется с глаголом «воспрещается» из убогой казен­ной лексики. Использует здесь поэт и другой свойственный ему прием — неологизмы: трелеру, низя — деепричастие от несуществующего «низить». Они активно работают на рас­крытие художественного смысла. Лирический герой этого произведения — не оратор, не борец, а прежде всего человек с его естественным настроением, неуместным там, где все под­чинено строгому регламенту.

Сатирические стихи В. Маяковского современно звучат и се­годня.[/sms]
26 ноя 2007, 14:56
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.